Спецоценка условий труда аналогичные рабочие места. Специальная оценка условий труда

Определение аналогичных рабочих мест практически всегда вызывает трудности у работодателей при формировании , необходимых для проведения (СОУТ – Спецоценка, – ред.). Практически каждый, прежде чем обратиться в аккредитованную организацию, самостоятельно определяет перечень, чтобы рассчитать примерный бюджет на проведение процедуры. Но, как показывает практика, в 90% случаев этот перечень составлен неверно и в нем не всегда выделено нужное количество . Фундаментальные ошибки, как правило, возникают на этапе определения аналогичных рабочих мест, вследствие неоднозначного понимания требований ФЗ № 426-ФЗ «О СОУТ».

Аналогичными рабочими местами считаются рабочие места, которые располагаются в одном или нескольких идентичных производственных помещениях, оснащенных однотипным оборудованием, инструментами, системами вентиляций, отопления, кондиционирования воздуха, освещения. Обязательным условием является принадлежность работников к одинаковой профессии, специальности, должности и выполнение одних и тех же трудовых обязанностей. Как Вы думаете, можно ли отнести, к примеру, рабочее место бухгалтера и ведущего бухгалтера, находящихся в кабинете напротив друг друга к аналогичным? Верно, этого сделать невозможно. Даже если работники выполняют одинаковые функции, находятся в одной рабочей зоне, но у них разные должности, то об аналогии не может быть и речи.

Так как оценку необходимо проводить посредством обязательного привлечения организации, оказывающей за счет финансовых средств работодателя, наличие аналогичных мест составляет особую выгоду для работодателя. За счет сокращения общего количества рабочих мест, которое предусмотрено законом по специальной расчетной формуле: оценке подлежит двадцать процентов от общего числа таких мест, но строго не менее двух. Несмотря на формулу, на требования к определению аналогичных рабочих мест, ошибки при определении аналогии все же допускаются. Рассмотрим наиболее типичные примеры.

Ошибка №1. Начнем с расчётов по формуле. В штате компании на должности «менеджера по продажам» работает 5 сотрудников, все они находятся в одном кабинете, выполняют одинаковые должностные обязанности. По всем признакам их можно отнести к аналогичным. Многие специалисты автоматически рассчитывают по формуле – 20% из 5, получают «1» и на СОУТ, соответственно, заявляют только одного работника.

Верный вариант: В данном случае специалистом упускается из виду требование закона, о том, что оценке подлежит не менее 2-х рабочих мест. Даже если у Вас всего два рабочих места, например, «менеджера», которые отвечают принципам аналогичности, СОУТ будут подлежать оба рабочих места.

Установленный минимум по рабочим местам был определен для того, чтобы в ходе проведения инструментальных исследований получался объективный результат работ. Если хотя бы один из измеряемых параметров на двух рабочих местах будет отличаться, оценке будет подвергаться все 100 процентов рабочих мест.

Важно: если для работника занимаемая ставка равна одной или менее одной, то при СОУТ это приравнивается к одному рабочему месту. То есть, 0,5 ставки = 1 рабочее место; 0,2 ставки = 1 рабочее место; 2,25 ставки = 2 рабочих места (в данном примере подразумевается три рабочих места, но согласно правилу аналогии, СОУТ будет подлежать два рабочих места) и т.д.

Ошибка №2. Офисный кабинет, в котором представлены такие категории сотрудников, как бухгалтер, главный бухгалтер, ведущий бухгалтер, инженер по кадровому делопроизводству. У каждого из них на рабочем столе имеется ПК. Ряд специалистов пытаются приравнять их друг к другу по причине того, что они находятся в одном кабинете с одинаковыми условиями и выполняют работы за ПК.

Верный вариант: наличие идентичного оборудования не означает, что работники выполняют одинаковый технологический процесс. Учитываться оборудование будет только в том случае, если должности работников одинаковые. При этом марка, год выпуска оборудования должны быть идентичными. В данном случае признак аналогии не допустим.

Ошибка №3. В продолжение темы по оборудованию можно также привести пример определения аналогии на рабочих местах водителей. Уточним, рабочим местом водителя является кабина автотранспортного средства.

В организации имеется 5 водителей. Петрову выделен автомобиль «Renaultlogan» 2009 года выпуска, Иванову – трактор «Беларус-1025» 2008 года выпуска, Сидорову, Морозову и Милину тракторы «Беларус-3022» 2012 года выпуска. Наиболее часто специалисты определяют аналогию из 5-ти рабочих мест водителей и включают в перечень только два из них. Встречаются случаи, что рабочее место Петрова определяют, как одно рабочее место, а места Сидорова, Милина, Морозова и Иванова, как аналогичные места.

Верный вариант: Оба варианта распределения рабочих мест ошибочны. Из указанной совокупности рабочих мест аналогичными будут являться только места Сидорова, Милина и Морозова, т.к. они используют одинаковую марку автотранспорта с одинаковым годом выпуска. Дополнительно необходимо запросить сведения о заводе-изготовителе, типе используемого топлива, категории транспортного средства.

К сведению. На аналогичные рабочие места по результатам СОУТ оформляется одна карта спецоценки. В нее включаются все сведения о работниках, занятых на работе на данный момент.

Ошибка №4. В должностной графе указано 5 штатных единиц «Руководителей отдела». Работодатели относят их к аналогичным и при СОУТ выделяют только два.

Верный вариант: За одним отделом не может быть закреплено сразу пять руководителей. Это сродни тому, как если бы у нас было сразу пять генеральных директоров. То, что наши кадровые специалисты привыкли их объединять под одну должность в действующем штатном расписании – несколько некорректно. Если мы столкнулись с данной ситуацией, необходимо уточнять – каким именно отделом, подразделением, структурой заведует работник. Например, руководитель отдела сбыта, отдела логистики. В подобных примерах оценке будут подлежать все рабочие места.

Ошибка №5. В отделе по производству стерильных и лекарственных средств имеется 14 операторов линии, которые занимаются розливом лекарственных средств. Работы ведутся в 2 смены. Работодатель заявляет на оценку 3 рабочих места.

Верный вариант: Посменность выполнения работ – существенный момент и упускать его нельзя. В данном случае мы разбиваем 14 штатных единиц на 2 смены и аналогию вычисляем из 7 рабочих мест при условии, что оставшиеся 7 человек приходят на одно и тоже место, выполняют одни и те же функции и условия работы не меняются. Оценке будет подлежать только 2 места.

— Как понять при проведении СОУТ, что места являются аналогичными? У нас в режиме неполного рабочего дня на одном и том же рабочем месте работают и бухгалтер, и экономист? Фактически, бухгалтер работает до обеда, экономист – после обеда.

В этом случае специальная оценка условий труда (СОУТ) должна проводиться по двум рабочим местам, с указанием продолжительности рабочего дня. Аналогичные рабочие места подразумевают единое наименование должностей.

Понятие аналогичных рабочих мест хорошо прописано в Законе о специальной оценке условий труда № 426-ФЗ, а именно в статье 9 пункт 6. Аналогичные места могут размещаться как в одном, так и в разных помещениях, однако эти помещения должны быть одинаково оборудованы, на рабочих местах в них обязательно создаются одинаковые условия труда по освещенности, отоплению, кондиционированию.

Трудиться на аналогичных рабочих местах должны сотрудники по одной и той же профессии, специальности. Кроме этого, характер работы, режим работы, используемые материалы и технологический процесс на рабочих местах должны быть одинаковыми.

— Как ведется подсчет рабочих мест для СОУТ? По штатному расписанию у нас 1 карта на 4 места: 1 р. м. и 3 аналогичных. Может быть, надо по факту смотреть, кто и как работает, какое есть оборудование, где находится помещение?

При разработке перечня рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда, штатное расписание всегда рассматривается как основа. Тем не менее, для признания рабочих мест аналогичными, необходимо учесть особенности производственных помещений (производственных зон), систем освещения, кондиционирования воздуха, вентиляции, отопления, используемое оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье, средства индивидуальной защиты.

Работники должны иметь одинаковые профессии, должности, специальности, выполнять одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса.

— В нашем учреждении 2 кабинета УЗИ, в каждом есть оборудование с одинаковыми функциями, но у аппаратов разные названия. Можно ли считать такие рабочие места аналогичными?

Рабочие места в кабинетах УЗИ нельзя отнести к аналогичным, т. к. производственное оборудование в этих кабинетах не является одинаковым.

При специальной условия труда аналогичные рабочие места играют весьма важную роль. Их наличие на предприятии позволяет проводить спецоценку условий труда (далее – СОУТ) в меньших объемах, а значит – экономить время и материальные ресурсы компании. Рассмотрим, какие рабочие места можно считать аналогичными и как избежать ошибок при их определении.

Что такое аналогичные рабочие места

Это понятие определено в п. 6 ст. 9 закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

К аналогичным могут быть отнесены рабочие места, отвечающие следующим требованиям:

  1. Расположенные в одном или нескольких однотипных помещениях.
  2. Оборудованных одинаковыми системами, создающими микроклимат (отопление, освещение, вентиляция и т.п.).
  3. Занятые работниками одной и той же профессии (должности, специальности)
  4. Работа на этих местах представляет собой однотипный процесс с использованием одинакового оборудования, инструментов, материалов и т.п.

Если на предприятии имеются аналогичные рабочие места, то проводить СОУТ можно в отношении 20% из них (но не менее двух). Результаты оценки потом применяются ко всем рабочим местам группы (п. 1 ст. 16 закона № 426-ФЗ).

По итогам СОУТ на аналогичные рабочие места заполняется одна карта спецоценки и в их отношении разрабатывается единый перечень мероприятий по охране труда.

Как правило, предприятия выделяют группы аналогичных рабочих мест самостоятельно, чтобы оценить объем работы по СОУТ, а затем уже заключают договор со специализированной организацией.

Однако такой вариант организации работы часто приводит к ошибкам. Рассмотрим наиболее распространенные из них в следующем разделе.

Основные ошибки при выделении аналогичных рабочих мест и их последствия

  1. Работодатель при расчете 20% рабочих мест, подлежащих оценке, не учитывает, что по каждой группе должны быть оценены не менее двух мест. Таким образом, во всех случаях, когда аналогичных рабочих мест в группе десять и менее, следует оценивать два из них (даже если их всего два).
  2. Работодатель не учитывает, что рабочие места должны отвечать всем критериям «аналогичности», перечисленным выше, а не части из них.

Пример 1

Начальники отдела снабжения и отдела сбыта работают в кабинетах одинаковой площади, с одной общей системой отопления и кондиционирования, пользуются одинаковой оргтехникой. Но считать эти рабочие места аналогичными нельзя, т.к. руководители разных отделов выполняют разные трудовые функции.

Пример 2

Водители грузовых автомобилей работают по одинаковому графику, перевозят однотипные грузы. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля. В данном случае аналогичными могут считаться только рабочие места тех водителей, которым выделены автомобили одной марки и года выпуска.

Пример 3

Специалисты по технической поддержке работают в одном общем зале в формате open space, выполняют одинаковые функции – консультируют клиентов компании. Но для того, чтобы их рабочие места можно было считать аналогичными, они еще должны пользоваться одинаковой оргтехникой. В частности, телефонные аппараты должны быть одного производителя, года выпуска и со сходными техническими характеристиками.

Ошибки при выделении групп аналогичных рабочих мест могут привести к тому, что вместо экономии времени и ресурсов предприятие понесет дополнительные затраты. Пункт 5 ст. 16 закона № 426-ФЗ предусматривает, что при выявлении несоответствия признакам аналогичности хотя бы по одному рабочему месту, спецоценку нужно будет провести по всем рабочим местам из данной группы, которые ранее были признаны аналогичными.

Поэтому целесообразно воспользоваться услугами специализированной организации уже на этапе отбора рабочих мест для СОУТ. Это поможет оптимально спланировать работу и свести к минимуму вероятность ошибок.

Вывод

При отборе аналогичных рабочих мест для проведения СОУТ важно правильно оценить все критерии, позволяющие объединить рабочие места в группу. Чтобы избежать ошибок, лучше всего уже на этом этапе обратиться к специализированной организации.

Первое, что должна сделать комиссия по проведению специальной оценки условий труда, – это утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест. На практике комиссия испытывает значительные трудности на этом этапе, особенно, при подсчете количества рабочих мест по должностям с одинаковыми наименованиями и несколькими работниками.

В 2014 году аттестацию рабочих мест заменила специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) на основании Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ), которая существенным образом изменила подход к оценке условий труда на рабочих местах и к предоставлению гарантий и компенсаций по ее результатам.

Более двух лет специальная оценка условий труда активно проводится на территории России, накоплена обширная правоприменительная практика, принято значительное количество судебных решений по самым разным вопросам проведения СОУТ. Однако до сих пор весьма распространены случаи грубейшего нарушения законодательства при проведении СОУТ. Многие ошибки допускаются по вине организаций, проводящих СОУТ. Вместе с тем нельзя не отметить, что немало упущений допускается по вине работодателя и комиссии по проведению СОУТ. При этом львиная их доля приходится на самое начало – подготовку к проведению СОУТ.

На основании статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, для расчета количества рабочих мест, которые подлежат СОУТ, необходимо понять, сколько работников одновременно трудится на одном рабочем месте.

ПРИМЕР 1

Если в организации работают пять бухгалтеров, при этом на рабочих местах отсутствует сменность и вахтовый метод работы (все пять работников работают одновременно), то в перечне рабочих мест в рамках проведения СОУТ должно быть заявлено пять рабочих мест по должности «Бухгалтер».

ПРИМЕР 2

На предприятии четыре сторожа работают в режиме «сутки через трое» (четыре работника сменяют друг друга, на рабочем месте работает только один работник). В этом случае при проведении СОУТ в перечне рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ (далее – перечень), должно быть отражено лишь одно рабочее место, на котором работают четыре человека. Ошибки часто допускаются при включении в перечень мест с одинаковым наименованием, на которых работники используют одно и то же оборудование, работают в одних и тех же рабочих зонах и помещениях, нестационарных рабочих мест, особенно, если на данных рабочих местах используется сменный режим работы. В данных случаях действуют тот же самый принцип – количество рабочих мест соответствует числу одновременно работающих работников.

ПРИМЕР 3

Шесть токарей работают в две смены на трех станках в одном цехе. При этом в течение смены каждый работник поочередно работает на всех трех станках. В этом случае необходимо фиксировать три рабочих места. Однако в целях минимизации затрат данные рабочие места можно признать аналогичными в случае соответствия необходимым признакам, о чем будет рассказано далее.

Иногда для упрощения оформления перечня члены комиссии по проведению СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. В некоторых случаях это может быть оправданно, однако не будет правильным, например, при:

  • использовании одним работником нескольких единиц оборудования;
  • использовании одного и того же оборудования двумя или более одновременно работающими работниками.
Отметим, что с рабочими местами с территориально меняющимися рабочими зонами (т. е. нестационарными рабочими местами) используется тот же самый подход.

Неверно автоматически расценивать нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием как одно рабочее место.

Разобравшись с количеством рабочих мест, нельзя забывать и о наименовании рабочих мест в соответствии с законодательством. Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н, предписывает указывать наименование должности в материалах специальной оценки условий труда в строгом соответствии со штатным расписанием организации. Нередко экспертам организации, проводящей СОУТ, комиссия проведению СОУТ не предоставляет штатное расписание, руководствуясь соображениями коммерческой тайны, а предоставляет перечень, не соответствующий штатному расписанию. В дальнейшем, при применении результатов СОУТ, предоставлении гарантий и компенсаций и проверках контролирующими органами оказывается, что не все рабочие места организации оценены.

ПРИМЕР 4

В рамках разбирательств по делам № 33-4199/2015 и № А59-2617/2015) судебные органы приходят к выводу о неполноте проведения СОУТ из-за отсутствия материалов СОУТ по некоторым должностям, присутствующим в штатном расписании (апелляционное определение Астраханского областного суда от 7 декабря 2015 года по делу № 33-4199/2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года по делу № 05АП-9269/2015).

Чтобы избежать ошибок, необходимо тщательно сверять соответствие наименований должностей в штатном расписании, трудовых договорах и материалах СОУТ.

Существует еще одна проблема при проведении СОУТ. В целях оптимизации бизнес-процессов многие организации проводят реструктуризацию, которая неизбежно сопровождается изменением наименований должностей, иногда совершенно незначительным. При этом изменение должности не ведет к существенному изменению должностных обязанностей и условий труда. В связи с этим многие работодатели принимают необоснованное решение о непроведении внеплановой СОУТ, несмотря на то, что наименования должностей в материалах СОУТ не соответствуют новому штатному расписанию и трудовым договорам.

К чему приводит несоответствие штатного расписания и материалов СОУТ, а также некорректное объединение рабочих мест можно рассмотреть на следующем примере в рамках судебного разбирательства по делу № А59-2617/2015 (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года по делу № А59-2617/2015).

ПРИМЕР 5

Организация, занимающаяся ловлей рыбы, провела аттестацию рабочих мест по условиям труда в отношении рабочего места «Вахтенный помощник капитана» в соответствии с законодательными актами, действующими на момент аттестации. При этом в штатном расписании присутствовали должности первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана. В рамках аттестации было принято решение, что данные рабочие места являются одним и тем же рабочим местом. Такое решение было оформлено организацией, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, в виде письма, составленного после завершения процедуры этой аттестации. Это письмо было представлено суду организацией, занимающейся рыбной ловлей.

Однако суд не встал на сторону работодателя и организации, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, указав на то, что по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана материалы аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда) отсутствуют. В мотивировочной части судебного решения Пятый арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие правовых оснований распространения результатов аттестации на «должности, которые имеются в штатном расписании со схожими или одинаковыми должностными обязанностями», поскольку ни Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года №342н (утратил силу на основании приказа Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 20 февраля 2014 года № 103н), ни Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года №33н, не предусматривают такой формы оформления результатов аттестации или специальной оценки рабочих мест по условиям труда.

Есть еще и другая, более сложная проблема. В некоторых организациях настолько часто происходят изменения, что только во время проведения СОУТ штатное расписание корректируется множество раз. Как поступать в этом случае?

На наш взгляд, члены комиссии по проведению СОУТ, а также инженеры по охране труда обязаны довести до сведения руководства организации последствия подобных реформ, которые потребуют новых финансовых затрат. Ведь в этих случаях в отношении вновь организованных рабочих мест неизбежно потребуется, руководствуясь статьей 17 Закона № 426-ФЗ, провести внеплановую СОУТ в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест.

Изменение штатного расписания в части наименования должности –основание для проведения внеплановой СОУТ.

Для формирования перечня в окончательном виде при проведении СОУТ, помимо наименований и количества рабочих мест, потребуется определить их соответствие признакам аналогичности. Выделение рабочих мест в аналогичные позволит сократить затраты на СОУТ, так как проведение СОУТ обязательно только в отношении 20 % от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух), поскольку полученные результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Аналогичными признаются рабочие места, соответствующие признакам, сформулированным в статье 9 Закона № 426-ФЗ:

  • рабочие места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • помещения оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на рабочих местах работники:
– работают по одной и той же профессии, должности, специальности;
– осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;
– ведут однотипный технологический процесс;
– используют одинаковое производственное оборудование, инструменты и приспособления, материалы и сырье;
– обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Однако нужно учитывать, что все вышеперечисленные условия являются обязательными. Ранее отмечалось, что определение аналогичности рабочих мест – задача комиссии по проведению СОУТ. При этом правильность выделения мест в аналогичные устанавливает эксперт организации, проводящей СОУТ. В случае выявления в ходе проведения СОУТ хотя бы одного рабочего места, не соответствуещего признакам аналогичности, установленным статьей 9 Закона № 426-ФЗ, из числа рабочих мест, раннее признанных аналогичными, СОУТ проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Резюмируя вышесказанное, сформулируем несколько правил, придерживаться которых необходимо для составления перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ:

1. Формирование перечня проводится на основе действующего штатного расписания.

2. Количество рабочих мест для целей проведения СОУТ должно соответствовать количеству работников, одновременно работающих на рабочих местах.

3. Рабочие места с различными (в т. ч. незначительно отличающимися друг от друга наименованиями) и схожими или одинаковыми должностными обязанностями являются разными рабочими местами.

4. Аналогичными признаются те рабочие места, которые соответствуют всем признакам аналогичности, перечисленным в статье 9 Закона № 426-ФЗ.

При проведении СОУТ про аналогичные рабочие места написано: "При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух," - как это правильно понимать? 2 (ДВА) бухгалтера - это аналогичные рабочие места? Специалист, проводящий СОУТ, настаивает, что должно быть минимум 3 бухгалтера, чтобы можно было признать их рабочие места аналогичными? А два бухгалтера оцениваются в полной мере?

Ответ

Ответ на вопрос:

Для решения вопроса об аналогичности рабочего места одного наименования должности является недостаточным. Значение имеют множество признаков: помещение, оборудование, расположение места, условия труда и т.д. Оценке подлежит не менее 2-х рабочих мест. Даже если у Вас всего два рабочих места, например, «бухгалтера», которые отвечают принципам аналогичности, СОУТ будут подлежать оба рабочих места.

Для целей спецоценки аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Следовательно, если работа у двух работников в должности бухгалтер будет отличаться одним из признаков, то признать аналогичным это место нельзя.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст.16 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Следовательно, при наличии в организации 2 бухгалтеров, рабочие места которых по всем признакам являются аналогичными, оба рабочих места подлежат оценке. Установленный минимум по рабочим местам был определен для того, чтобы в ходе проведения инструментальных исследований получался объективный результат работ.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Как провести специальную оценку условий труда.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель:

  • образует специальную комиссию;
  • утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

В общем случае в состав комиссии должны войти:

  • представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специалистов по охране труда, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников (при наличии).

Если работодатель отнесен к , то в качестве представителей от работодателя в состав комиссии должны быть включены:

  • руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;
  • другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. При этом если в организации штатный специалист отсутствует, то в комиссию включают представителя организации или эксперта, который осуществляет функции службы охраны труда у данного работодателя по гражданско-правовому договору.

Ограничений по количеству членов комиссии в законодательстве не установлено, при этом их число должно быть нечетным. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.Конкретный состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает .

В первую очередь комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка, с указанием .

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от , но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует , из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

На переходный период от аттестации к спецоценке до 2018 года при комплексной оценке всех рабочих мест организации ее можно разбить на несколько этапов. В первую очередь оценке подлежат вредные и опасные рабочие места, а вот оценку на рабочих местах, которые не вызывают подозрений вредности и опасности, (ч. 6 ст. 10 и ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапная оценка

В отношении некоторых рабочих мест специальную оценку можно проводить не разом, а разбить на этапы. Это рабочие места:

сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в специальные списки, с учетом которых назначают досрочную страховую пенсию по старости;

на которых сотрудникам в соответствии с законодательными и иными нормативными актами не предоставляют гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;

условия труда на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест или спецоценки не признаны вредными или опасными.

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 10 и частью 6 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия по проведению оценки. При этом в случае поэтапного проведения спецоценки законодательство не устанавливает количество этапов ее проведения, а также количество рабочих мест, на которых она будет проведена в ходе каждого этапа. Поэтому работодатель и организация, которая проводит спецоценку, вправе решить это самостоятельно. Такие разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829.

Порядок проведения оценки

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, изложенной в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить . Согласно части I Методики к таким процедурам относят:

  • потенциально вредных и опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор этих факторов приведен в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • вредных и опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к условий труда по результатам проведенных исследований (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

К некоторым рабочим местам применяют особый порядок проведения оценки. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки утвержден отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест.

При проведении специальной оценки условий труда эксперты организации, которая проводит оценку, сопоставляют и устанавливают совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов. В случае если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов.

Исследования и измерения фактических значений вредных и опасных производственных факторов осуществляет испытательная лаборатория, эксперты и иные работники организации, которая проводит спецоценку. При этом методы исследований и методики, методы измерений вредных и опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования и измерения, организация, проводящая спецоценку, определяет самостоятельно.

Результаты проведенных исследований и измерений оформляют протоколами в отношении каждого из факторов, подвергнутых исследованиям и измерениям.

По результатам проведения исследований и измерений эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к условий труда.

Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в .

Классы вредности и опасности

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1 класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2 класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3 класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4 класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь в 3 классе вредных условий выделяют следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Эксперт организации, которая проводит спецоценку, может снизить в ходе ее проведения установленный класс или подкласс условий труда на рабочем месте, если сотрудник применяет , прошедшие обязательную сертификацию. Методика снижения класса условий труда при применении СИЗ утверждена приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н.

Отчет об оценке

Организация, которая проводила спецоценку, составляет отчет о ее проведении, в который включает следующую информацию:

  • карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • сводную ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась оценка;

В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете указывают только следующую информацию:

  • сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие ;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведенной оценке подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, обязана результаты ее проведения, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых , передать в Роструд (ст. 18, п. 3 ст. 28 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, утвержден приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Организация, которая проводила специальную оценку, должна включить в состав передаваемых сведений следующую информацию о работодателе:

  • реквизиты работодателя;
  • реквизиты организации, которая проводила спецоценку;
  • сведения об аккредитации испытательной лаборатории, в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации;
  • сведения об экспертах организации, проводившей спецоценку, а также участвовавших в ее проведении. В том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, которые проводят спецоценку;
  • сведения о средствах измерений, которые применяла испытательная лаборатория (центр). В том числе наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер, дата окончания срока действия его поверки, дата проведения измерений, наименования вредного и (или) опасного производственных факторов, которые измерялись;
  • количество рабочих мест, на которых проведена спецоценка;
  • распределение рабочих мест по ;
  • индивидуальный номер каждого рабочего места;
  • код профессии сотрудников, занятых на каждом рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;
  • численность сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;
  • на каждом рабочем месте;
  • основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости.
  • сведения о произошедших и о , выявленных у сотрудников.

Такой порядок приведен в пункте 6 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Организация, которая проводила спецоценку, сведения о ее результатах должна передать в информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней с даты утверждения . Указанные сведения нужно передать в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, на официальный сайт информационной системы учета через Интернет.

Такие правила установлены в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С уважением и пожеланием комфортной работы, Евгений Бережнов,

эксперт Системы Кадры