Методики проведения конкурса на замещение. Методика организации и проведения конкурса

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 18 июля 2012 г. N 27н

Методика
проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Методика) определяет в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) организацию и порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы (далее - должность гражданской службы) в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство).

2. Основными задачами проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в Министерстве (далее - конкурс) являются:

обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к гражданской службе;

обеспечение права федеральных государственных гражданских служащих Министерства (далее - гражданские служащие) на должностной рост на конкурсной основе;

формирование кадрового резерва Министерства для замещения должностей гражданской службы;

отбор и формирование на конкурсной основе высокопрофессионального кадрового состава Министерства;

отбор и формирование кадрового резерва Министерства по результатам конкурсных процедур на заключение договора на обучение между Министерством и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в Министерстве;

совершенствование работы по подбору и расстановке кадров.

II. Организация проведения конкурса

4. Количественный и персональный состав комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве (далее - Комиссия) утверждается приказом Министерства с учетом требований статьи 22 Федерального закона.

Комиссия состоит из председателя, заместителей председателя, секретаря и членов Комиссии.

Состав Комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые Комиссией решения.

Секретарь Комиссии обеспечивает работу Комиссии (регистрация и прием заявлений, ведение их учета, формирование дел, ведение протокола заседания Комиссии и др.).

Состав Комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

6. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе отдел государственной службы, кадров и профилактики коррупционных и иных правонарушений Департамента управления делами Министерства организует:

подготовку к публикации объявления о проведении конкурса, образец которого предусмотрен приложением N 1 к настоящей Методике, не менее чем в одном периодическом печатном издании;

размещение объявления о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также на официальном сайте Министерства в сети Интернет;

проверку достоверности сведений, представленных гражданином при поступлении на гражданскую службу или гражданским служащим (проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы);

проверку соответствия квалификационным требованиям (уровень образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы гражданина (гражданского служащего) по специальности);

с согласия гражданина (гражданского служащего) проведение процедуры оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений;

информирование граждан (гражданских служащих) посредством почтовой связи и путем направления писем по электронной почте о допуске (отказе в допуске) к участию в конкурсе, о месте, времени и порядке проведения конкурса и о его результатах.

7. Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в Министерство:

а) личное заявление;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N 667-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 22, ст. 2192; 2007, N 43, ст. 5264), с приложением фотографии;

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность;

копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

справку образовательного учреждения, подтверждающую, что гражданин, участвующий в конкурсе на заключение договора на обучение с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в Министерстве, впервые получает высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по очной форме обучения в образовательном учреждении за счет средств федерального бюджета, а также содержащую информацию об образовательной программе, которую он осваивает (с указанием наименования направления подготовки (специальности), о результатах прохождения гражданином промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом, о выполнении им обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения;

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о гражданской службе.

8. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя.

Отдел государственной службы, кадров и профилактики коррупционных и иных правонарушений Департамента управления делами обеспечивает получение гражданским служащим документов, необходимых для участия в конкурсе.

9. Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

10. Документы, указанные в пункте 8 настоящей Методики, представляются в отдел государственной службы, кадров и профилактики коррупционных и иных правонарушений Департамента управления делами в течение 21 дня со дня объявления об их приеме.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

11. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме о причинах отказа в участии в конкурсе.

13. Не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса Департамент управления делами Министерства направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданским служащим (гражданам), допущенным к участию в конкурсе (далее - кандидаты).

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

14. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

15. Для оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов на втором этапе конкурса могут применяться следующие методы:

тестирование;

анкетирование;

проведение групповых дискуссий;

написание реферата;

индивидуальное собеседование и другие, не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации, методы оценки.

Применение всех перечисленных методов не является обязательным. Необходимость, а также очередность их применения при проведении конкурса определяется Комиссией. В случае выявления победителя конкурса на вакантную должность только одним из них (например, индивидуальное собеседование) конкурс может считаться завершенным.

Тестирование кандидатов на конкретную вакантную должность гражданской службы проводится по единому перечню теоретических вопросов, заранее подготовленному структурным подразделением Министерства, на замещение вакантной должности гражданской службы в котором проводится конкурс. Тест составляется на базе квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, установленных в Министерстве.

Кандидатам на вакантную должность гражданской службы предоставляется одинаковое время для подготовки письменного ответа.

Оценка теста проводится Комиссией по количеству правильных ответов в отсутствие кандидатов.

Проведение групповых дискуссий базируется на практических вопросах - конкретных ситуациях, заранее подготовленных структурным подразделением Министерства, в котором имеется вакантная должность.

Кандидаты на вакантную должность гражданской службы получают одинаковые практические задания и располагают одним и тем же временем для подготовки устного (письменного) ответа. Оценка и отбор кандидата на вакантную должность гражданской службы с учетом результатов ответа и участия в дискуссии осуществляется Комиссией в отсутствие кандидатов.

Для написания реферата используются вопросы, связанные с исполнением должностных обязанностей и полномочий по должности, на замещение которой претендуют кандидаты на вакантную должность гражданской службы. Темы рефератов определяются структурным подразделением Министерства, в котором имеется вакантная должность.

Кандидаты на вакантную должность гражданской службы пишут реферат на одинаковую тему и располагают одним и тем же временем для его подготовки.

Комиссия оценивает в отсутствие кандидата рефераты по качеству и глубине изложения материала, полноте раскрытия вопросов, владению государственным языком.

16. Заседание Комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Решения Комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

17. Решение Комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы, включении в кадровый резерв в пределах группы должностей, либо отказа в назначении.

18. Результаты голосования Комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Комиссии, принявшими участие в заседании, и протоколом, который подписывается председательствующим и секретарем Комиссии.

III. Заключительные положения

19. По результатам конкурса издается приказ Министерства о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт. В случае принятия решения о включении кандидата в кадровый резерв (в пределах группы должностей) издается приказ Министерства, о чем кандидат уведомляется в письменной форме.

По результатам конкурса на заключение договора на обучение между Министерством и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в Министерстве издается приказ Министерства и заключается договор с соответствующим учебным заведением.

Информация о результатах конкурса, образец которой предусмотрен приложением N 2 к настоящей Методике, размещается на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Кандидатам, участвовавшим в конкурсе на замещение вакантных должностей в Министерстве, направляются письменные сообщения в 7-дневный срок со дня завершения конкурса.

20. Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по их письменному заявлению на имя директора Департамента управления делами Министерства в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве Министерства, после чего подлежат уничтожению.

    Приложение N 1. Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы
Методика подготовки и проведения

конкурсных мероприятий

Педагогическое назначение кон курсных мероприятий:

Выявление уровня специаль ной подготовки детей в определен ном виде деятельности;

Выявление и поддержка твор чески одаренных детей;

Стимулирование творческой ак тивности учащихся детских объеди нений дополнительного образования;

Поддержка творчески работа ющих педагогов дополнительного образования;

Организационная и моральная поддержка данного вида творчества.

Формы конкурсных мероприятий: соревнование (турнир), фестиваль, олимпиада, выставка-конкурс, конкурс детских работ (в определенном виде творческой деятельности), конкурс юных исполнителей (солистов, ансам блей, массовых коллективов), смотр-конкурс, тематический конкурс или фестиваль, конкурс мастерства.

Уровни организации и проведения конкурсных мероприятий: междуна родный, федеральный, региональ ный, городской, окружной, район ный, учрежденческий, конкурсное мероприятие в рамках одного дет ского объединения.

Основные этапы организации и проведения конкурсного меро приятия:

1 этап - создание инициативной группы, определение уровня и тема тической направленности конкурс ного мероприятия, определение его организаторов;

2 этап - разработка положения о конкурсном мероприятии (см. да лее);

4 этап - организация и прове дение организационных и методи ческих мероприятий(собраний,кон сультаций, мастер-классов и т. д.) для педагогов - будущих участни ков конкурсного мероприятия;

5 этап - сбор заявок на учас тие в конкурсном мероприятии;

6 этап - составление плана про ведения конкурсного мероприятия (графика просмотра или прослуши вания, плана конкурсной выставки и т. д.), формирование состава жюри;

7 этап - организация контактов с участниками конкурса и решение организационных вопросов;

8 этап - организация и прове дение основных конкурсных мероп риятий (просмотров, прослушива ний, выставочных показов, состяза тельных мероприятий и др.);

9 этап - подведение итогов конкурса, определение победите лей конкурсного мероприятия;

10 этап - организация и проведе ние итоговых мероприятий (гала-кон цертов, показательных выступлений и т. д.), награждение победителей;

11 этап - организация и прове дение методических мероприятий для педагогов - участников конкурс ного мероприятия (анализ итогов конкурсного мероприятия).

Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкур сного мероприятия:

на детских конкурсных меро приятиях обязательно должны при сутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участво вать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника кон курса в номинации «Приз зритель ских симпатий»;

для привлечения внимания к конкурсному мероприятию необ ходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, рас пространить пригласительные биле ты (обязательно нужно отправить пригласительные билеты всем чле нам инициативной группы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям органов образова ния и местной администрации);

место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой дан ного конкурсного мероприятия;

подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение луч ше проводить в отдельный день, а вручение призов и подарков со четать с показательными выступле ниями победителей;

в дипломах победителей кон курсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и название обра зовательного учреждения и детско го творческого объединения, а так же фамилию и инициалы педагога.

Структура положения о конкурсном мероприятии

Название конкурса (профиль, тематика). Инициаторы проведения конкурса. Организаторы конкурса. Цели конкурса. Задачи конкурса. Сроки проведения конкурса. Сроки подачи заявок на участие в конкур се. Участники конкурса. Программа конкурса. Требования конкурса.

Подведение итогов конкурса и награждение. Состав жюри кон курса. Контактный телефон:

Приложения к положению о кон курсном мероприятии:

1. Форма заявки на участие в конкурсе:

Название конкурса;

Номинация конкурса;

Детское объединение (класс, группа);

Педагог (фамилия, имя, отче ство полностью);

Контактные телефоны педаго га (рабочий и домашний);

Исполнитель (фамилия и имя ребенка (название коллектива), воз раст, школа, класс, год обучения);

Конкурсная программа (назва ние работ, исполняемых произве дений и т. д.);

Дополнительные данные (при необходимости).

2. Образец этикетки (для работ изобразительного, декоративно-при кладного и технического творчества):

Название работы;

Исполнитель (фамилия и имя ребенка, его возраст);

Образовательное учреждение;

Детское объединение;

Педагог (фамилия, инициалы).

Понятие о конкурсе

Конкурс понимается как соискательство, соревнование нескольких лиц в области науки, искусства и другое, с целью выделить наиболее выдающегося конкурсанта-претендента на победу.

Есть и другое определение конкурса. К примеру, конкурс - это процесс определения наилучшего одного или нескольких претендентов на победу, в соответствии с правилами, которые должны быть определены перед началом проведения конкурса.

Определение победителей в конкурсе

Определение победителей в конкурсе может осуществляться путем голосования (количественное исследование) или экспертизы (качественное исследование).

Определения

Экспертиза - это специальная форма анализа данных, которая проводится по установленной форме и соответствующая выработанным требованиям.

Голосование - такой способ принятия решения группой людей (собранием), при котором общее мнение формулируется путем подсчета голосов членов группы.

Победители определяются несколькими методами:

  1. В количественном исследовании претенденты на победу определяются путем всеобщего голосования. Участие в голосовании может принять абсолютно любой человек. Однако в некоторых конкурсах определяются критерии голосования (например, голосовании возможно только по достижении определенного возраста). Участники голосования выражают свою симпатию определенному претенденту. Опираясь на субъективные мотивы. В конце конкурса подсчитывается число голосов, полученных каждым претендентом на победу. Эти голоса суммируются и, таким образом, участник конкурса, который набрал наибольшее количество голосов, становится победителем.
  2. В качественном же голосовании претенденты на победу оцениваются жюри, назначенным заранее.

    Это может быть также группа специально уполномоченных лиц, судейская коллегия, способная объективно оценить характеристики и качества претендентов на победу. Эти оценки проводятся по определенным критериям и правилам конкурса. Каждый член жюри ставит оценку каждому конкурсанту. В конце конкурса эти оценки суммируются, а победителем конкурса становится тот конкурсант, который набрал набольший балл среди всех.

  1. Комплексные методики оценки также очень распространенны в определении победителей. Победителей определяют одновременно и жюри, и зрители, всеобщим голосованием. При этом определенный приоритет имеет каждая из респондентских групп. Этот приоритет очень важен для построения интегрального комплексного рейтинга конкурсантов.

Правила организации конкурса

Соответствующее постановление о проведении конкурса, которое определяется с целевой аудиторией конкурса и с тематикой определяется оргкомитет.

Его целью является осуществление технического и методического обеспечения проведения мероприятий конкурса, а также контроль над осуществлением проектов, которые получили финансирование по результатам конкурса и обеспечении работы органов конкурса.

Оргкомитет на общественных началах осуществляет свою деятельность. Он, в свою очередь, состоит из Президиума Оргкомитета и сотрудников, которые организуют сам конкурс и осуществляют его техническое и методическое обеспечение.

Оргкомитет должен:

  1. утвердить определенные условия участия в конкурсе, в разных этапах конкурса;
  2. разработать сами задания конкурса по заранее заявленной теме;
  3. разработать критерии оценок на разных этапах конкурса;
  4. определить общее время для проведения конкурса и для подведения награждения и итогов конкурса;
  5. разработать систему поощрения и награждения для победителей, призеров и просто участников.

Результатом всей проведенной предварительной (подготовительной) работы становится «Положение о конкурсе». Положение о конкурсе - это такой нормативный акт, который имеет сводный кодификационный характер и который определяет компетенцию, порядок образования, а также организацию работы. В этом положении должно указываться название самого конкурса, его цели проведения, разъясняются четко условия участия в конкурсе, есть ли ограничения по возрасту участников, а также объявляется о награде для победителя, призеров и участников конкурса (не всегда).

После того, как «Положение о конкурсе» составлено, Оргкомитет должен направить свою работу на решение уже практических задач:

  1. Организатором должны быть определены будущие участники конкурса. Это можно сделать следующими способами: раздача листовок, вывешивание стендов или объявление на общем собрании. При этом можно применять и индивидуальную работу, и массовую. Выбор средств для привлечения участников конкурса целиком и полностью зависит от традиций конкретной школы. должен найти будущих участников конкурса.
  2. Кроме этого, организатор конкурса определяет и предоставляет необходимые материалы, которые нужны для проведения конкурса. Но бывает и такое, что необходимые материалы для конкурса должен предоставить сам участник конкурса, то это должно быть обговорено в «Положении конкурса», в условиях его программы.
  3. Далее организатор должен пригласить для оценки конкурсантов и их работ компетентное жюри. Это должно быть осуществлено в том случае, если определение победителей проводится путем «комплексного» или «качественного исследования».

Но при подборе жюри должны учитываться также определенные правила:

Во-первых, следует учесть, что оценкой конкурсантов должны заниматься несколько человек (3-7 человек).

Во-вторых, в жюри должны быть люди, которые уже имели опыт в той деятельности, которую им предстоит оценивать.

В-третьих, нельзя ни в коем случае приглашать в жюри тех людей, которые лично заинтересованы в результате конкурса. Однако, если определение победителей конкурса происходит путем «количественного исследования» (то есть с помощью голосования), то, в этом случае, все материалы конкурса должны быть представлены зрителям и должны быть доступны для просмотра всем, кто желает принять участие в голосовании.

Итогом каждого конкурса является подведение итогов конкурса и награждение победителей, призеров и участников. Все должно быть подготовлено заранее, награждения и призы должны быть подготовлены заранее, а итоги и результаты конкурса должны быть доступны не только участникам конкурса, но и зрителям.

Этап награждения победителей может быть как очный, так и заочный. Очное награждение происходит в строго определенное время. Обычно это происходит в виде торжественной церемонии, с участием приглашенных членов жюри, участников конкурса, а также специальных гостей (спонсоров конкурса, если они есть).

Заочный этап награждения заключается в том, что после объявления результатов, победители, призёры и участники конкурса получают дипломы, грамоты или сертификаты, направляющиеся либо в образовательные учреждения, через их представителей, либо по электронной почте самому участнику, призеру или победителю, либо на электронную почту образовательного учреждения. Заочный этап награждения проводится без специальных торжественных мероприятий.