Профессии связанные с географией и историей. Профессии, связанные с географией: геолог, геодезист и эколог

Министерство образования Российской Федерации.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18».

Городской конкурс «Моя профессия»

Номинация – «Профессия моей мечты»

Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

«ГЕОГРАФИЯ - ОСНОВА

МНОГИХ ПРОФЕССИЙ».

Выполнила:

Ученица 7 - Б класса

МОУ сош №18

Дикарёва Мария.

Руководитель:

Преподаватель географии

МОУ сош №18

ЛУКАШИНА ЕЛЕНА

ЕВГЕНЬЕВНА.

2011год.

1.Введение.

2.География - основа многих профессий.

2.1. Профессии, связанные с жизнью растений:

· Агроном;

· Лесник;

· Ландшафтный дизайнер.

2.2. Профессии, связанные с изучением рельефа:

· Геоморфолог;

· Геодезист.

2.3. Профессии, связанные с изучением климата:

· Климатолог;

· Метеоролог.

· Картограф;

· Медицинский географ.

· Эколог.

3.Заключение.

Список литературы.

Приложения.

1. Введение.

Кем быть?

Быстро так бегут года,

Скоро восемнадцать.

Думать надо нам сейчас

Чем будем заниматься.

Кто рисует, кто поёт,

Кто в цеху металл куёт.

Хочешь, можешь хлеб растить,

В космос спутник запустить.

Много на Земле работы,

Всё попробовать охота.

Чтоб профессию иметь,

Надо лень преодолеть.

В школе хорошо учиться,

Чтоб тобой могли гордиться…

В мире тысячи профессий. Легко ли разобраться в этом многообразии, взвесить свой выбор? Определить его в начале пути, однажды, а может быть, и на всю жизнь? Чтобы понять, в чем состоит конкретный настоящий труд человека, нужно, прежде всего, основательно изучить содержание его работы, профессию. Надо многое знать, иметь не только общее, но и профессиональное образование .

В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, в основе других – химия, в основе третьих – информатика.

В своей работе я хочу рассказать о том, как география стала основой для многих профессий. ГЕОГРАФИЯ – это наука о прекрасной планете Земля, о её природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

В своей работе я постараюсь рассказать о том, как эта замечательная наука о прекрасной планете нашла отражение в развитии многих профессий человека, где он применяет географические знания и законы природы. Считаю, что выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна, так как в последние годы появляются новые профессии, в основе которых лежат географические знания.

В школе моим любимым предметом является именно география, и возможно, что моя будущая профессия будет связана именно с этой наукой.

Исходя из выше изложенного, в своей работе ставлю следующую цель:

· Исследование и изучение профессий, в основе которых лежат применения знаний и законов географии.

Исходя из поставленной цели, в своей работе я ставлю задачи:

2. География - основа многих профессий.

В мире множество профессий, в основе которых лежит география. Исследуя и изучая состав, структуру и назначение той или иной профессии, в основе которых лежат географические знания и законы, для создания своей работы я выделила следующие профессии людей (Приложение):

· Агроном;

· Эколог;

· Лесник;

· Геоморфолог;

· Климатолог;

· Геодезист;

· Картограф;

· Метеоролог;

· Медицинский географ (эпидемиолог);

· Ландшафтный дизайнер.

В каждой выбранной мной для исследования и изучения профессии используются определённые знания и законы географии и других наук. Невозможно выделить профессию, где использовались бы знания только одной отдельно взятой науки. В написании своей работы я сделала акцент на использование именно знаний географии, её законов и закономерностей.

Выбранные мною для изучения профессии, в основе которых лежит география, я разделила на 5 групп и составила схему (Приложение):

1. Профессии, связанные с жизнью растений:

    Агроном; Лесник; Ландшафтный дизайнер.

2. Профессии, связанные с изучением рельефа:

    Геоморфолог; Геодезист.

3. Профессии, связанные с изучением климата:

    Климатолог; Метеоролог.

4. Профессии, связанные с составлением и изучением географических карт:

    Картограф; Медицинский географ.

5. Профессии, связанные с охраной природы:

    Эколог.

А теперь более подробно я хочу рассказать о профессиях, в основе которых лежат знания географии, её законов и закономерностей.

2.1. Профессии, связанные с жизнью растений.

· Агроном

Знать и приумножать природу, создавать новые сорта сельскохозяйственных культур, выращивать хлеб и защищать растения – обязанность агронома , самой распространенной профессии растениеводов
.

Агрономия – наука об использовании солнечной энергии зелеными растениями, о создании и переработке органического вещества, являющегося источником существования человека. В агрономическом «царстве» каждое дело как будто связано с обыденными вещами, постоянно окружающими нас, - полями, лесами, различными почвами, где все представляется уже знакомым, известным. Но сколько еще неизведанного, примечательного в жизни культурных растений, сколько еще неоткрытых тайн в почве, в выведении земледелия!

Перед агрономами стоит задача – увеличить производство твердых и сильных сортов пшеницы с повышенным содержанием белка, клейковины и высокой стекловидностью. Хлеб, выпеченный из нее, обладает высокой объемностью, нежным эластичным мякишем и вкусной подрумяненной корочкой. Создавать новые сорта пшеницы, способствовать их распространению - обязанность агронома. Он должен не только уметь их выводить, но и уметь управлять жизнедеятельностью растений. А для этого не обойтись без знаний географии, биологии, химии, физики, математики, геодезии, метеорологии, механики и других наук. Агроном создает условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режимы, поступление воды в почву в связи с периодом развития растений.

Изучив состав почвы и условия климата, в каждом конкретном случае он проектирует технологические приемы обработки почвы, определяет вместе с инженером – механиком орудия и машины для ее обработки, следит за сроками проведения работ. В зависимости от вида культур агроном определяет систему обработки почвы, высадку растений с учётом вегетационного периода растений.

Под руководством агронома ведется размножение новых сортов, определяется всхожесть и другие посевные качества семян, ведется подготовка их к посеву. Им определяются способы и глубина посевов, норма высева семян на гектар. Он осуществляет контроль качества всех посевных работ.

Во время проведения всех видов работ агроному приходится рекомендовать применение тех или иных орудий, сельскохозяйственных машин, тракторов комбайнов. Поэтому агроном должен знать всю основную сельскохозяйственную технику , уметь ее практически включать в работу.

На каком бы участке, в какой бы отрасли сельского хозяйства ни работал агроном, он везде имеет дело с природой, с ее красотой и многообразием, с растениями, создающими условия жизни человека. Вся его деятельность носит творческий, исследовательский характер, в ней органически сочетаются умственные и физические функции.

Добывать из растений различные вещества, превращать их из одного в другое, определять содержание этих веществ в растениях, заставлять служить почву потребностям растений и регулировать их жизнь для создания максимальных урожаев – эти и другие интересные явления находятся в поле деятельности агронома, профессии увлекательной, древней и вечной.

· Лесник

Лесник – первая рабочая должность лесной охраны. Он, помимо охраны леса, участвует во всех лесохозяйственных работах, проводимых в его обходе. Он же контролирует качество этих работ и следит за правилами пользования лесом.

Работники леса решают, как усилить процесс выращивания молодых лесов, как усовершенствовать селекцию лесных пород, как создать промышленные плантации высокопродуктивных быстрорастущих лесных культур. Основная цель работников леса – добиться с минимума площади максимума продукции. Все, что дает лес, должно быть сохранено и использовано на благо людям. Не случайно сейчас считается, что цена несрубленного леса значительно выше, чем срубленного.

Лес, в котором трудишься, знать приходиться досконально. И никакие книги личного знакомства с ним не заменят. Более того, в густом незнакомом лесу еще до того, как приступить к делу, можно так заблудиться, что и обратную дорогу не найдешь. И компас не поможет. Направление он показывает, но перед завалами, чащобами и болотинами бессилен. Некоторые лесники спокойно и уверенно ходят лишь по тропинкам и, отойдя от них в сторону на сотню метров, стараются вернуться назад. Опытный же лесник идет по лесу, ориентируясь по просветам крон и еле видимым промежуткам между стволами деревьев.

Хороший лесник знает, какие растения и животные распространены в лесном угодье, на каких почвах произрастают различные участки леса, где находятся заболоченные территории или протекают лесные речки и ручьи. Лесник своевременно назначит в рубку заболевшее дерево, не даст пропасть валежине и сушине, залесит малоприметные прогалины, что остались после лесозаготовок или бурелома . Он присматривает за птичьими гнездовьями и звериными жилищами, учитывает лесную живность, обитающую в его кварталах, охраняет ценные растения. Леснику положено знать, где находятся лесные сенокосы, и допускается выпас скота без ущерба для леса. Да и про ягодные и грибные места он осведомлен лучше, чем кто-либо из местных жителей. Лесной страж заранее предугадывает, на каком участке в сухую жаркую погоду вероятнее всего может возникнуть лесной пожар и как без промедления добраться к месту происшествия, не задохнувшись на полпути от дыма.

В случае надобности лесник умеет ловко спилить подгнившие или зависшие от ветра деревья и повалить их именно туда, куда следует. Он прочищает просеки и подновляет различные лесные строения. Без плотницкой сноровки этого не

сделаешь, поэтому лесник в совершенстве обладает бензопилой и топором. Да и столярное дело ему знакомо, так как постоянно ремонтирует лесоустроительные знаки и многочисленные лесные указатели. Лесник в ответе за работы, что происходят в его кварталах, а раз так, то ему надлежит знать лесохозяйственные механизмы, применяемые для ухода за лесом. В случае их некапитальных поломок он первый помощник тракториста.

· Ландшафтный дизайнер

В связи с появлением большого количества состоятельных граждан, все большее количество загородных земель скупаются под индивидуальную застройку. В этой связи становится все более востребованным ландшафтный дизайн и озеленение территории и профессия ландшафтного дизайнера. Именно ландшафтный дизайн и ландшафтное проектирование способны решить комплекс проблем, связанных с формированием вокруг человека по-настоящему комфортного пространства. Ушло в прошлое то время, когда предметом гордости был размер построенного особняка. Что означает словосочетание «ландшафтный дизайн»? Если пользоваться научной терминологией, то ландшафтный дизайн – особый вид деятельности , который направлен на формирование искусственной среды на участке или в саду путём активного применения природных компонентов. Ландшафтный дизайн формирует комфортную и гармоничную среду обитания человека. Сфера ландшафтного дизайна включает садово-парковое искусство, озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, сельскохозяйственных предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий. Это очень не простая работа, поэтому ландшафтный дизайн дачного участка должен выполняться профессионалами. Ландшафтный дизайн сада требует специальных знаний и опыта, вот поэтому домовладельцу лучше обращаться к специалистам.

Ландшафтный дизайн или, если буквально перевести с английского «архитектура пейзажа» - это довольно широкое направление в художественном творчестве и проектировании среды обитания человека. Это «искусство» берет свое «естественное» начало с самого момента появления планеты Земля, ведь сама природа уникальна в своей первозданной гармонии. Научить умению видеть и понимать прекрасное – важнейшая задача новой образовательной программы в области ландшафтного дизайна. Недавно созданная кафедра Ландшафтного Дизайна ВГУЭС – первая профессиональная школа такого рода на Дальнем Востоке России. Ее направленность – сохранение национальных и культурных традиций, уникальных ландшафтов и флоры Приморского края , нестандартность профессионального мышления, отказ от банальных решений, динамичное развитие и постоянный поиск совершенства человека и природы.

Профессия ландшафтный дизайнер имеет длительную и богатую историю. В 17-19 вв. в России она уже существовала и называлась не дизайнер, а «устроитель садов и парков», хотя чаще всего авторами произведений садово-паркового искусства все же были живописцы. Как отмечалось в профессиональной литературе того времени, «если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии». Это историческое и теоретически точное определение позволяет трактовать ландшафтное моделирование окружающей среды предельно широко, начиная от небольших флористических композиций, так называемый фитодизайн, и заканчивая крупными рекреационными проектами, такими, например, как планирование заповедников и национальных парков.

К сожалению, у нас довольно часто еще бытует мнение, что организовать полноценное пространство жизнедеятельности, как впрочем, и лечить людей может каждый желающий. Однако, во всем мире эти виды профессиональной деятельности строго обязательно лицензируются и, чтобы сдать необходимый экзамен для получения лицензии, необходимо не только «кустарное» самообразование, а международно-признанный диплом бакалавра или магистра наук. Работу в этом направлении ведут преподаватели кафедры ЛД – ведущие специалисты в области ландшафтного дизайна, кандидаты и доктора наук, члены Союза Архитекторов и Союза Дизайнеров России, прошедшие стажировки в ведущих школах ландшафтной архитектуры за рубежом. Они разрабатывают специальную программу, включающую в себя следующие профессиональные дисциплины:

· архитектурную графику и объемно-пространственную композицию;

· рисунок и пейзажную живопись;

· методы пространственного и компьютерного моделирования;

· синтез искусств;

· ландшафтный дизайн;

· дизайн малых форм;

· почвоведение и архитектурную дендрологию;

· историю искусства;

· садово-паркового и градостроительного искусства;

· теорию ландшафтного дизайна;

· цветоводство и фитодизайн;

· основы топосъемки и вертикальной планировки;

· маркетинг и менеджмент в зеленом строительстве.

Данная программа не будет является чем-то застывшим, она будет динамично развиваться в соответствии с новейшими тенденциями в ландшафтном дизайне и архитектуре.

2.2. Профессии, связанные с изучением рельефа.

· Геоморфолог

В таежной глуши, на тундровых равнинах Заполярья, в горах и пустынях, как, впрочем, и на освоенных человеком ландшафтах, можно встретить экспедиционные отряды геоморфологов – исследователей, изучающих рельеф земной поверхности, результаты взаимодействия земной коры с внешними оболочками нашей планеты: гидросферой, атмосферой, биосферой .

Геоморфологию справедливо считают романтической профессией. Постоянные экспедиции, неожиданности, а порой и опасности полевых маршрутов, жизнь и работа на природе, быт полевых лагерей – все это, несомненно, настраивает на романтический лад. Но «при этом, - как справедливо отмечает академик, - нельзя забывать ни гнетущей серости моросящих дождей, ни назойливого, изматывающего нервы комариного зуда, ни двухпудовой тяжести рюкзака за натруженными плечами, ни беспредельной усталости в конце долгодневного пути…».

Конечно, использование транспортной техники, радиосвязи, применение новых средств исследовательской техники, и внедрение современных методов исследований, включая аэрокосмические дистанционные методы, - все это облегчает проведение экспедиционных работ, увеличивает их эффективность. Но это не устранило до конца трудности, потому что сибирская тайга с ее болотами и гнусом остается тайгой, ледяные пустыни Арктики – такие же, как и во времена папанинской эпопеи, а в высокогорных маршрутах исследователей, как всегда, захватит «горняшка» - кислородное голодание на высоте.

Геоморфологи изучают рельеф земной поверхности и в связи с решением многих народнохозяйственных проблем, и в научных целях: при поисках полезных ископаемых , при строительстве шахт и газопроводов, дорог, для нужд сельского хозяйства и охраны природы.

В гидротехнических изысканиях рельеф является одним из главных факторов, определяющих место сооружения плотин и водохранилищ . Геоморфологи выбирают створ плотины и чащу водохранилища, оценивают условия фильтрации воды, заиления чащи водохранилища и, наконец, прогнозирует развитие берегов будущего водного бассейна, который, в свою очередь, оказывает воздействие на рельеф. Различны методики работ и при изучении рельефа в сельскохозяйственных целях.

В полевых работах – при составлении профилей или детальных геоморфологических схем отдельных участков – геоморфологи часто используют нивелирование (определение превышений между точками местности при помощи нивелира) и тахометрическую съемку (составление топографических карт и профилей при помощи теололитахиометра). Широко применяют фотографирование и зарисовки форм рельефа, обнажений и других объектов. По заданиям геоморфологов иногда выполняются специальные виды аэросъемки.

Геоморфологу необходимы: развитый глазомер, способность различать цвета и их малейшие оттенки. Богатая зрительная память помогает ему сравнивать детали рельефа. Развитое воображение объединяет все разрозненные детали в целостную картину.

Профессия геоморфолога требует основательных знаний, как геологических дисциплин, так и дисциплин географического цикла, так как геоморфология тесно связана с геологией и физической географией.

· Геодезист

Вы никогда не удивлялись хитросплетениям тоннелей и переходов метрополитена, развязок автодорог, перспектив убегающего вдоль шоссе, будто вычерченного по линейке? Как удается строителям так точно воплотить в жизнь фантазию архитектора, строгий расчет кондуктора?

«Люди с устройством в виде зрительной трубы на штативе и рейками – геодезисты, за работой которых мы часто наблюдаем на улицах. Они выполняют операцию, которая называется нивелированием». Название прибора «нивелир » произошло от французского слова «nivelir » - выравнивать.

Область геодезических знаний делится на высшую геодезию и низшую геодезию. Высшая геодезия занимается изучением Земли в целом, определением ее размеров, формы, гравитационного поля. Кроме того, в задачи высшей геодезии входит изучение теорий и методов основных геодезических работ, необходимых для построения опорной геодезической сети, и др.

Предметом низшей геодезии является изучением участка земной поверхности, отображение ее на картах, выполнение измерений на местности в различных целях. Важнейший раздел геодезии – инженерная геодезия, методы которой широко используются при проектировании и строительстве промышленных и гражданских зданий, гидротехнических сооружений, путей сообщения, линий электропередач, газопроводов.

С какими же конкретно работами сталкивается геодезист на строительстве? В первую очередь – это топографические съемки для создания крупномасштабного плана площадки намечаемого строительства с нанесением всех существующих зданий и сооружений, подземных и воздушных коммуникаций. Затем – это работы по созданию строительной сетки, разбивка основных осей сооружений на местности; перенесение на местность проекта вертикальной планировки, измерение выполненных объемов строительных работ ; исполнительные съемки, определение фактического положения и другие работы.

Работа геодезиста крайне ответственна. Даже незначительные ошибки могут привести к серьезному материальному ущербу. Поэтому требование высокой точности геодезических измерений является основным. Например, при разбивке осей современных высотных панельных и каркасно-панельных зданий ошибка на расстоянии 100 метров не должна превышать 1, 5 см.

Геодезист первым приходит на строительную площадку и последним покидает ее, а геодезические наблюдения за смещениями, деформациями уникальных сооружений продолжаются в процессе эксплуатации.

2.3. Профессии, связанные с изучением климата.

· Климатолог

Климат планеты… Климат государства… Климат востока страны… Климат небольшого городка… Люди давно привыкли к этим словам, знают, что они означают, и очень интересуются теми проблемами, которые поднимаются в связи с ними. Как изменяется климат планеты? Что ожидает нас в будущем? Как влияет на климат хозяйственная деятельность человека?

Всеми этими и другими вопросами занимаются климатологи . Они изучают роль климата в природных процессах, что важно для понимания закономерностей развития самой природы, ее охраны, а также для обслуживания народного хозяйства и улучшения условий жизни населения. Знания тех или иных особенностей климата очень важны для многих отраслей народного хозяйства. Например, при строительстве промышленных предприятий необходимо учитывать направление ветра, чтобы дым из труб не шел на город. Или чтобы правильно рассчитать конструкции зданий, надо иметь представление о наиболее частых низких температурах зимой. Рациональный выбор морских путей и авиатрасс, полученный на основе учета климата, дает большую экономику государственных средств, а правильный выбор мест для строительства санаториев позволяет значительно увеличить эффективность лечения.

Широта подхода к проблемам климата, когда объект исследования может быть от десятков и сотен метров до глобальных размеров в пространстве и от нескольких лет до тысячи и миллионов лет во времени, комплексность проблем климата, объясняющаяся взаимодействием различных природных факторов, - все это привлекает в профессии климатолога. Разве не требует к себе внимания такая типичная комплексная проблема, как переброска избытков воды северных и сибирских рек в засушливые районы, где при больших ресурсах тепла не хватает воды и для ведения сельского хозяйства, и для обеспечения рыбного хозяйства во внутренних водоемах . В решении этой проблемы придется одновременно учитывать и влияние преобразования природы на климат, и влияние естественных и непреднамеренных изменений климата, вызываемых деятельностью человека. Участие климатолога в этой работе позволит максимально использовать возможности, создаваемые переброской вод и свести к минимуму нежелательные побочные последствия.

Необходимый для проведения исследования материал климатологи получают из результатов наблюдений метеорологической сети, а также во время наблюдений в природе над недостаточно еще изученными объектами. Полученные данные впоследствии обрабатываются с применением различной сложности физических расчетов.

Климатологу необходимо владеть навыками современных физических и математических исследований, умением ставить исследования и метеорологические наблюдения в экспедиционных условиях. А для этого требуются знания как по вопросам современной геологии и географии, так и по физике и математике.

Климатолога отличает склонность к аналитическим исследованиям, часто весьма трудоемким и долговременным, способность надолго сохранять в памяти достаточно широкий объем знаний, позволяющий правильно ставить и решать комплексные проблемы, учитывать всю сумму самых разнообразных действующих факторов и критически оценивать предположения, обоснования которых односторонни. Не заключительном этапе работ важно уметь обобщить полученные результаты и правильно их оформить.

Климатологи работают в учреждениях гидрометеорологической службы, в сельскохозяйственных, медицинских и обслуживающих все виды транспорта учреждениях, в проектных институтах, в Академии наук России, и республиканских академиях.

· Метеоролог

Профессия метеоролога относится к числу относительно редких, не массовых и в какой-то мере романтических. Метеорологи - непременные участники самых различных экспедиций. Они зимуют на полярных станциях, работают в малонаселённых районах, на высокогорных плато и перевалах, на борту океанических кораблей, на аэродромах, летают на самолётах и аэростатах. Все это так, действительно метеорологи вездесущи, им приходится бывать в таких местах, куда люди других профессий не могут надеяться попасть ни при каких обстоятельствах. Но всё же не это является главной отличительной чертой работы метеоролога, которая далеко не всегда так романтична, как это может показаться с первого взгляда, и практически всегда требует пунктуальности, упорства и настойчивости в выполнении будничных, повседневных обязанностей.

Основное требование к работе метеоролога любой квалификации - объективность. Объективность при выполнении наблюдений, значительная часть которых производится визуально и результаты которых документируются только одним метеонаблюдателем и не могут быть ни проверены, ни исправлены, если будет допущена неточность или ошибка. Объективность при обработке результатов наблюдений, точность их записи цифрами международного кода, делающая их доступными всему миру. Объективность анализа всей суммы данных наблюдений, сведение к минимуму субъективности в их оценке - в этом залог успешности всех видов обеспечения потребителей метеорологической информацией, в том числе и успешности составляемых на основе этого анализа прогнозов погоды. Вторая особенность работы метеоролога - постоянное внимание к объекту наблюдений, изучения и анализа, невозможность отвлечься, хотя бы на время заняться другим делом. Метеоролог за работой - часовой погоды, он на вахте, которую нельзя оставить ни на минуту. Он обязан следить за всеми изменениями погоды, сколь бы незначительными они ни были, фиксировать все эти изменения и учитывать. Метеоролог следит за небом постоянно, даже не находясь на работе. Где бы он ни находился и что бы ни делал, он мысленно оценивает всё происходящее в атмосфере на его глазах. Вместе с тем не существует профессии, в большей степени интернациональной, чем профессия метеоролога.

Метеоролог должен знать всё, что происходит и может происходить в атмосфере: передвижения циклонов и антициклонов, какие осадки выпадают и в каком количестве, уметь объяснять различные природные аномалии, происхождение и распространение ураганов, тайфунов и других сильных ветров, температуру воздуха конкретного района, чем вызваны резкие перепады температуры, виды облаков и их образование, воздействие солнечной радиации на земную поверхность и многое другое.

Сама идея выполнения наблюдений за погодой, сбора, обработки и распространения метеорологической информации предусматривает международное сотрудничество, без которого она неосуществима. В самом деле: явления погоды развиваются над земной поверхностью, не считаясь с государственными границами; обмен метеорологической информацией необходим в масштабах всего земного шара, и он возможен только при наличии общедоступного всем метеоспециалистам международного языка, каким являются цифровые метеорологические коды и стандартные символы; результаты наблюдений за погодой и всех метеорологических измерений должны быть сравнимы и сопоставимы между собой, что требует единой для всего мира системы мер, единой методики производства наблюдений, стандартизации приборов, соблюдения точности и сроков измерений метеорологических величин.

Метеорологи - люди со специальным образованием. Среди них есть метеонаблюдатели, операторы метеорологических радиолокаторов, техники, инженеры и научные работники . В метеорологической службе вместе с метеорологами работают люди и других специальностей - радиотехники, связисты, механики, телеметристы, электронщики, программисты и операторы ЭВМ и многие другие. Без их помощи нельзя себе представить работу метеорологов, стоящих сегодня на страже погоды.

Синоптики занимаются составлением прогнозов погоды, аэрологи - изучением состояния атмосферы на высотах, морские метеорологи - обеспечением метеорологической информацией морского транспорта, а авиационные метеорологи - воздушного транспорта . Радиометеорологи разрабатывают вопросы использования различных радиотехнических средств для исследования атмосферы.

В последние годы наметилась тенденция к развитию ещё одной специализации - спутниковой метеорологии, что диктуется непрерывно возрастающей потребностью использования информации метеорологических спутников для нужд народного хозяйства.

2.4. Профессии, связанные с составлением и изучением географических карт:

· Кто такие медицинские географы и чем они занимаются?

Слово «географ» ассоциируется с составлением карт или исследованием экзотических стран. Однако сейчас рамки географии существенно расширились.

Медицинские географы занимаются нанесением уровня заболеваемости какой-либо болезни на географические карты, что даёт полное представление о её распространении. Специалисты в области медицинской географии совмещают разнообразную социальную, экономическую и природоохранную информацию с данными эпидемиологов о вспышке заболевания. Они собирают информацию об определенных типах обращений к врачам, о покупках лекарств и тех или иных необычных явлениях. Собрав все это в единую картину, делают прогноз: не происходит ли в данном регионе что-то необычное? Быть может, это вспышка заболевания, переносчиками которого являются насекомые, или последствия биотеррористической атаки либо утечки нефтепродуктов. Снимки из космоса как бы высвечивают происходящее в различных регионах земного шара и помогают установить, с чем это связано.

Медицинская география – наука, изучающая географическое распространение болезней и патологических состояний человека, причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье населения. Она (наука) исследует природные и социальные факторы, обусловливающие различную частоту и особенности течения отдельных заболеваний среди населения разных местностей. Географическое распространение болезней обусловлено влиянием природных (климат, наличие или отсутствие в воде, почве, а следовательно, и в продуктах питания некоторых химических элементов и др.) и социальных (материальные условия жизни, культурный уровень населения, традиционное питание и др.) факторов, которым принадлежит решающая роль в географии отдельных болезней человека, а также факторов, действующих в человеческом организме и возникающих в процессе его развития, Медицинская география тесно связана с эпидемиологией, микробиологией, гигиеной, патологией, а также физической и экономической географией и особенно ландшафтоведением. Для выяснения закономерностей возникновения в том или ином районе какого-либо инфекционного заболевания большую роль играет составление медико-географических карт.

Медико-географические карты – карты, отображающие особенности влияния географической среды на здоровье человека, распространение болезней и состояние организации здравоохранения. По содержанию они (карты) подразделяются на 3 группы:

1.Карты, отражающие свойства природной среды, социально-бытовые и производств, условия, влияющие на здоровье населения; в эту же группу входят карты комплексного медико-географического районирования.

2.Нозогеографические карты, показывающие географическое распространение болезней и связь их с условиями географической среды, а для инфекционных болезней - степень риска заражения ими.

3.Карты организаций здравоохранения, показывающие обеспеченность населения медицинской помощью, сеть лечебных учреждений, санаториев, курортов и домов отдыха.

· Картограф и новейшие технологии .

К артографы занимаются разработкой и созданием различных карт, атласов, глобусов. Картография развивается в тесном единстве с физической и экономической географией, но при этом методы картографии находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: в геологии, геодезии, метеорологии, археологии , климатологии, океанологии, истории, социологии и т. д.

К арты используются в научных исследованиях, народном хозяйстве, военном деле, они применяются в качестве учебных пособий в школах и вузах, служат средствами распространения информации. Методы картографии необхо-димы для решения многих практических задач. По картам осуществляют навига-цию судов и самолетов, планируют развитие промышленности и строительства, освоение сельскохозяйственных земель и природоохранные мероприятия, прогнозируют распространение и наличие месторождений полезных ископаемых, предсказывают погоду. Создание и использование карт пронизывает многие сферы экономической, социальной и политической жизни современного общества. В настоящее время картографическое производство во многом опирается на материалы космической съемки, на достижения автоматики и вычислительной техники, в нем применяются методы автоматического изготовления карт по космическим снимкам. На рынке систем спутниковой навигации - взрыв! Автомобильные GPS-приемники сегодня можно купить даже в супермаркете, навигационные программы продаются в павильонах сотовой связи , но самое главное - в Россию пришли новейшие технологии специализированной картографии. Сейчас легко можно приобрести GPS - приемники и PND-навигаторы. GPS - приемники «знают» все географические объекты и населенные пункты, расположенные вдоль пути следования. А вот PND-навигаторы, которые работают с картографией - это уже приборы в большей степени туристические: картография здесь «заточена» под совершенно другие поездки. Тестируя одно из таких устройств во время экспедиции на Ладогу, путешественники быстро забросили бумажные карты - на экране навигатора был «прорисован» чуть ли не каждый куст! Оболочка этих устройств позволяет вводить географические координаты точек, расставлять пометки. Вообще, с «телефонным» штурманом можно комфортно гулять в незнакомом городе, однако использовать такой навигатор в автомобиле нужно с предостережением. Представьте, что может произойти, если на оживленной трассе неожиданно не сработает сеть, навигатор «подвиснет» и водитель, замешкавшись, поедет туда, куда указывает замершая стрелка. Некоторые картографические компании производят подробные векторные карты городов России с названиями улиц, номерами домов, станциями метро и другой важной информацией, облегчающей ориентирование как в мегаполисе, так и на открытой местности.

2.5. Профессии, связанные с охраной природы.

· Эколог

Живые организмы находятся в сложных взаимоотношениях с окружающей средой и между собой. И эти отношения необходимо учитывать человеку в своей деятельности.

Экология – научная основа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, так как грамотно общаться с природой можно, только зная все ее сложные взаимосвязи. Именно на основании географических закономерностей разрабатываются законы об охране природы, система создания заповедников и заказников, Красные книги со списками подлежащих охране растений и животных. Экологические знания необходимы для разработки практических мероприятий по охране окружающей среды и здоровья человека.

В экспериментальной экологии влияние отдельных факторов среды на живые организмы изучается в контролируемых условиях, по определенной схеме опыта. Используются различные лабораторные приборы и установки, камеры искусственного климата (фитотроны), а также опытные посадки и посевы растений. Например, так изучается влияние длины дня на сезонное развитие насекомых или взаимодействие разных видов трав при совместном произрастании.

Изучение сложных и многообразных взаимосвязей в природе дает возможность познать и понять красоту и гармонию природных явлений. Специфика экологии – изучение живых организмов в природе, наблюдение животных и растений «у себя дома» - предполагает тесное общение с живым миром, дает возможность побывать в отдаленных и своеобразных уголках нашей страны.

Но вместе с тем в работе эколога есть и свои трудности. Многообразные связи

экологии с другими науками требуют от специалиста знаний во многих смежных областях. Так, исследуя влияние среды на живые объекты, нужно для характеристики среды разбираться в климатологии, метеорологии, почвоведении, гидрологии, то есть в науках, которые неразрывно связаны с географией. Для понимания ответной реакции организмов – в их морфологии , анатомии, физиологии, особенностях поведения. При анализе влияния антропогенных факторов нередко требуется знать особенности экономики и технологии производства, правовые нормы охраны природы. Поскольку экология бурно развивается во всем мире, квалифицированный эколог должен успевать следить за потоком научной информации, уметь работать со справочной и научной литературой , хорошо знать иностранные языки . Экологу также нужна хорошая математическая подготовка. Для полевого работника желательно владеть фотографией.

Летом, во время экспедиций, не редки дальние и длительные выезды, немалые физические нагрузки. Как в полевых, так и в лабораторных исследованиях режим работы приходится подчинять специфике живого объекта. Не исключена и работа во вредных и опасных условиях, например, с химическими реактивами, радиоактивными веществами, высотные работы, подводные исследования. В таких случаях режим работы регулируется соответствующим трудовым законодательством.

Работа эколога предъявляет определенные требования к тому, кто хочет себя ей посвятить. Это и хорошая общая подготовка, умение аналитически мыслить, и любовь ко всему живому, готовность его защищать, это и вошедшая в поговорку наблюдательность географа и биолога, столь необходимая для исследований в природе. В связи с большим объемом разнообразных работ – организованность и внутренняя дисциплина, эколог должен обладать способностью к убеждению, научной и гражданской смелостью. Эти качества особенно необходимы в деле охраны природы. Полевым экологам требуется хорошее здоровье и выносливость.

Специалисты по экологии и охране природы работают в заповедниках, в учреждения природоохранного характера, в биологических, географических и природоохранных научных учреждениях (лаборант, инженер, научный сотрудник) и в вузах (лаборант, преподаватель). В последние годы экологи требуются и на промышленных предприятиях, где они проводят экологическую экспертизу и прогноз, участвуют в экологической оценке различных хозяйственных мероприятий и проектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Много разных профессий существует в мире, в основе которых лежат знания по географии. Конечно, про все в одной работе невозможно рассказать. Я выбрала наиболее интересные, на мой взгляд, профессии, которые в настоящее время широко распространены как в нашей стране, так и за рубежом.

В начале своей работы я поставила цель:

· Исследование и изучение профессий, в основе которых лежат применения знаний и законов географии,

которую достигала через поставленные задачи:

· Провести исследование отдельных профессий на предмет использования географии и её законов;

· Изучить отдельные профессии, в которых используются знания и законы географии.

Я считаю, что поставленной цели я достигла, а результат своей проведённой работы я отобразила в приложении №2.

Для себя я пока точно не определила выбор будущей профессии, но думаю, что я стану ландшафтным дизайнером.

Список используемой литературы:

1. . «Мир профессий». Москва, «Просвещение», 2005г.

2. . «Геодезист». Москва, «Геодезия», 2008г.

3. . «Утверждай себя». Москва, Народное образование, 2006 г.

4. . «В мире профессий». Москва. «Русское слово», 2002 г.

5. Г. Иванов, Л. Лямзина. «Сколько профессий в мире?» Москва. «Просвещение», 1999г.

6. Журнал «Мир профессий», 2004г. № 6.

7. Журнал «Мир профессий», 2005г. № 8.

8. Журнал «Мир профессий», 2005г. № 9.

9. Журнал «Мир профессий», 2005г. № 11.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И ЗАКОНОВ ГЕОГРАФИИ В РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЯХ.

Название профессии

Использование знаний и законов географии

Агроном

-Особенности климата данной территории для выращивания определённых видов культурных растений (влажность воздуха, количество выпадающих осадков, продолжительность вегетационного периода растений, наступление заморозков, направление ветра и его скорость и др.);

-типы почв района;

-применение и назначение сельхозтехники;

-использование удобрений для повышения плодородия почвы и урожайности культурных растений.

Эколог

-Закономерности распространения животного и растительного мира определённого района;

-Климатические особенности территории ( направление и скорость ветра, количество выпадающих осадков, продолжительность тёплого и холодного сезонов, сроки наступления весеннего половодья)

-исчезающие виды животных и растений;

-тесное общение с флорой и фауной;

-антропогенное воздействие на окружающую среду;

-составление экологических мониторингов и нанесение результатов на различные карты.

Лесник

-Ориентирование в лесном пространстве;

-типы почв лесного угодья;

-закономерности распространения животных и растений в лесу, на болотах, вдоль рек, речек и ручьёв;

-особенности климата данной территории;

-экология леса.

Геоморфолог

-Изучение рельефа земной поверхности;

-составление прогнозов (наличие полезных ископаемых в недрах определённой территории, заболачивание берегов, развитие форм рельефа и т. д.);

-составление геоморфологических карт определённых территорий или районов;

-съёмка местности.

Климатолог

-Особенности климата определённой местности или территории (направление и силу ветра, влажность воздуха, количество осадков, продолжительность вегетационного периода, высоту снежного покрова, максимальные и минимальные значения температуры воздуха зимы и лета и др.);

-влияние деятельности человека на изменения климата.

Геодезист

-Нивелирная съёмка территории;

-выполнение измерений на местности;

-топографическая съёмка местности.

Метеоролог

-Атмосфера (ветер, сила ветра, направление ветра, облака, виды облаков, температура воздуха, солнечная радиация, дождь, снег, град, иней и другое).

-Изменения климата , вызванные деятельностью человека.

Медицинский

географ

Географическое положение определённой территории, где вспыхнула эпидемия;

-географическое распространение болезней;

-влияние географической среды на здоровье человека;

-составление медицинских карт.

Ландшафтный дизайнер

-Природно-климатические условия обустраиваемой территории (климат данной территории, продолжительность тёплых дней в году, типы почв, количество солнечной радиации, направление и силу ветра, количество осадков, влажность воздуха и др.)

Картограф

-Разработка общегеографических, тематических карт различных масштабов;

-знание рельефа местности, расположения различных природных и хозяйственных объектов на местности.;

-создание PND-навигаторов и GPS - приемников с использованием в них картографических изданий.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.1.В мире географических профессий.

Цель исследовательской работы: Исследование и изучение профессий, в основе которых лежат применения знаний и законов географии.

Методы проведенных исследований: Для исследования использовались статистический и аналитический методы.

Актуальность. В последнее время отмечается изменение набора изучаемых предметов в школе. Мне география очень нравится и я хотела бы, чтобы моя профессия была связана с ней. Поэтому я решила изучить профессии, в которых требуются знания географических законов, чтобы определиться с дальнейшим выбором своей профессии.

В мире много профессий связанных с географией, но какую из этого множества выбрать, какая профессия полезнее всего? Безусловно, все эти профессии полезны и очень важны. И, чтобы понять их важность, давайте разберем самые интересные и важные из них.

В своей работе я хочу рассказать и показать вам, как эта замечательная наука о планете земля нашла отражение в развитии многих профессий человека. Я считаю, что выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна, так как в последние годы появляются все новые и новые профессии, связанные с географией.

Во всех этих профессиях важным элементом является география. География - это наука о планете земля, о ее природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

Я поставила себе такую цель:

    Изучить выбранные мною профессии связанные с географией и профессиональные качества нужные для них.

Исходя из поставленной цели, в своей работе я ставлю задачи:

Я проведу исследование отдельных профессий на предмет использования географии.

    Провести социологический опрос учащихся школы на выявление значимости предмета географии при выборе профессии;

    Выясню, какими качествами в этих профессиях должен обладать человек.

1.2. Методы исследования

Для исследования я использовал статистический и аналитический методы. Для доказательства гипотезы мною были разработаны вопросы для анкет. На основе их проведён социологический опрос среди учащихся нашей школы, результатом которого стал анализ полученных результатов и сделаны выводы о значимости географических знаний в жизни и при выборе профессии.

Особенности исследуемой аудитории

Ребята 9 - 11 классов приняли активное участие в проведении социологического опроса. На основании, которого, мною был сделан вывод о понимании учащимися нашей школы необходимости географических знаний в жизни и при выборе профессий.

Результаты исследования

Для проведения соцопроса была составлена анкета из следующих вопросов:

1. Можно ли человеку обойтись без географических знаний?

2. Нужна ли география после окончания школы?

3. Какие профессии связанные с географией знают ученики?

Проанализировав полученные данные, я сделал вывод, что учащиеся понимают, что географические знания нужны даже в повседневной жизни, независимо от имеющейся профессии. Но профессии, в основе которых лежат применения знаний и законов географии назвать много не могут. Поэтому я решил изучить наиболее заинтересовавшие меня профессии и рассказать о них подробнее.

1.3.В географии есть два направления:

1.Физико-географическое - направление изучающее природу земной поверхности.

2 .Экономическое - направление изучает население и его хозяйственную деятельность.

В своей работе я выбрала физика - географическое направление, так как в этом направлении, по моему мнению, самые важные профессии, связанные с географией.

Географические профессии делятся на три категории:

    Традиционные: геоморфология, земледелие, климатология и др.

    Современные: биоклиматология, география туризма, географическая планетология и др.

    Редкие: вулканолог, метеоролог, океанолог, климатолог и др.

1.4.Я хочу рассказать вам о самых редких и интересных профессиях в географии.

1.Первая профессия - Вулканолог.

Вулканолог разрабатывает методы предсказания извержений и использование вулканического тепла и горячих вод для нужд народного хозяйства. Изучать вулканы довольно проблематично. Наблюдение за жизнью вулканов ведется круглосуточно. Сейсмостанции фиксируют вулканические землетрясения. Это самые надежные предвестники грядущего извержения. Вулканологи исследуют так же потухшие и разрушенные древние вулканы. Накопление таких наблюдений и знаний очень важно для геологии. Кроме научных наблюдений вулкано-станция приносит и иную пользу. Когда идет извержение, вулканологи следят за направлением пеплового шлейфа и по их прогноза авиаторы корректируют маршруты самолетов.

В профессии вулканолога важна физическая выносливость, аналитический ум, логическое мышление, наблюдательность, склонность к естественным наукам, хорошие слух и зрение.

    Физическая выносливость

    Аналитический ум

    Логическое мышление

    Наблюдательность

    Склонность к естественным наукам

    Хороший слух и зрение.

    Академик РАН Евгений Гордеев

2.Океанолог.

Океанологи изучают воды океанов и морей. Они исследуют их состав, свойства и строение. Отслеживают физические, химические и биологические процессы, происходящие в морях и океанах. Необходимо хорошо разбираться в технике, т.к. большинство исследований проводится с использованием специального оборудования. Глубина Мирового океана изучена плохо, поэтому специальсты-океанологи пользуются и хорошими знаниями английского, океанологи имеют все шансы работать в океанографических институтах США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии

Профессионально важные качества:

    Физическая выносливость

    Хорошая память

    Внимательность

    Логическое мышление

    Любовь к природе

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

    Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

3. Эколог

Современная экология — это быстро развивающаяся наука, ее объекты относятся к очень разным уровням организации: от целой биосферы и крупных экосистем до популяций. Экология тесно связана с экономикой, правовыми и моральными аспектами природопользования, политикой. Современная экология - наука не только биологическая, но, в определенной степени, и социальная.

Выделяют несколько разделов экологии:

Общая экология - исследование целых экосистем и частных разделов (экология растений, животных и др.);- полевая экология - исследование живых организмов в естественной обстановке;- экспериментальная экология - изучение влияния отдельных факторов среды на живые организмы с использованием лабораторных приборов и установок.

В настоящее время выделяют близкие и родственные этой профессии виды деятельности: инженер-эколог, физик-эколог, химик-эколог, инженер по безопасности технологических процессов и др.

Профессионально важные качества:

    аналитические способности;

    математические способности;

    логическое мышление;

    хорошие мнемические способности (кратковременная и долговременная память);

    гибкость ума (способность изменять планы, способы решения задач в соответствии с меняющимися обстоятельствами);

    способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях;

    ответственность;

    инициативность;

    самостоятельность;

    добросовестность;

    наблюдательность

    принципиальность

    аккуратность.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    СПбГУ - Санкт-Петербургский государственный университет

    ТПУ - Национальный исследовательский Томский политехнический университет

4.Геолог

Геолог-разведчик и первопроходец. Он находит и отмечает на карте месторождения полезных ископаемых, составляет «портрет» изучаемого района в виде схем, карт, планов и диаграмм. Работа геолога начинается с изучения сопоставленных горных пород, взятых с поверхности земли, со дня моря или из скважин, отбора образцов, их лабораторного исследования. Геолог должен понять, есть ли в данном районе полезные ископаемые, какие именно, как они расположены и насколько целесообразна их промышленная разработка.

Работа для мужественных, решительных и одновременно романтических людей. Твердая рука товарища - единственное, на что приходится рассчитывать в экстремальных ситуациях, которые здесь - дело обычное

Профессионально важные качества:

    Физическая выносливость.

    Пространственное воображение.

    Наблюдательность.

    Внимание.

    Логическое и наглядно-образное мышление.

    Эмоционально-волевая устойчивость.

    Математические способности.

    Самостоятельность и гибкость мышления.

    Способность работать в условиях ненормированного рабочего дня.

    Упорство.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    КФУ - Казанский (Приволжский) федеральный университет

5.Метеоролог.

Профессия метеоролога окружена ореолом романтики, ведь они - непременные участники различных экспедиций; ведут наблюдения на полярных станциях и высокогорных плато, с самолетов, аэростатов и океанских лайнеров. Однако не романтика, а строгая объективность при проведении измерений и высокая точность их записи выходят на первый план профессии метеоролога.

Метеорологи изучают состав и строение атмосферы; теплооборот и тепловой режим в атмосфере и на земной поверхности, влагооборот и фазовые превращения воды в атмосфере, движения воздушных масс; электрические, оптические и акустические явления в атмосфере. Скрасить некоторую монотонность работы позволяет большое разнообразие и изменчивость погодных условий; каждый раз приходится иметь дело с новой ситуацией и решать вновь возникающие задачи.

Профессионально важные качества:

    Аналитические способности.

    Аккуратность.

    Ответственность.

    Терпение.

    Упорство.

    Наблюдательность.

    Умение работать в команде.

    Предусмотрительность.

    Большой объем кратковременной памяти.

    Способность к прогнозированию.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    Российский государственный

гидрометеорологический университет

    Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова - МГУ

6.Гидролог - исследует круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализирует режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; даёт оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвует в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляет каталоги водных объектов

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    МГУ имени М.В. Ломоносова - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

    ТГУ - Национальный исследовательский Томский государственный университет

7.Маркшейдер — горный инженер или техник, специалист по пространственно-геометрическим измерениям в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим изображением на планах, картах и разрезах при горных и геологоразведочных работах

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    Национальный минерально-сырьевой

университет «Горный»

    Национальный исследовательский технологический университет МИСиС (Московский институт стали и сплавов) (НИТУ МИСиС Горный институт)

1.5.Среди профессиональных географов были и есть известные генералы, адмиралы, государственные деятели, писатели, телеведущие, журналисты.… Например:

Николай Дроздов (ведущий телепрограммы «В мире животных»),

Александр Беляев («главный телесиноптик» на телевидении),

Иван Затевахин (теле - и радиоведущий программ о животных),

Фёдор Конюхов (знаменитый мореплаватель и путешественник-одиночка),

Вадим Глускер (собственный корреспондент НТВ во Франции),

Александр Кондаков (гендиректор издательства «Просвещение»),

Борис Соколов (известный в России писатель на военно-политическую тематику),

Жак-Ив Кусто (океанограф с мировым именем, изобретатель акваланга),

Аугусто Пиночет (военный диктатор Чили),

Наследный английский принц Гарри (сын принцессы Дианы и принца Чарлза)

и многие - многие другие.

Среди обилия географических специальностей есть « старые» и «новые», «мужские» и «женские», наиболее и наименее популярные.

Самый высокий конкурс на географическом факультете МГУ им. Ломоносова имеют такие специальности, как мировая экономика, геоинформатика, региональная политика, туристическая география. А в МПГУ очень престижным становится специальность «учитель географии и английского языка». В Академии Генерального штаба учат военной географии (военный синоптик, военный картограф, фотограмметрист-дешифровальщик аэрокосмической разведки.)

Заключение:

В своей работе я разобрала профессии связанные с географией и узнала, для чего они служат нам. Выяснила, какие нужны человеку качества для работы. Я поняла что работа, связанная с географией не только полезная и сложная, но еще и интересная. Я думаю, моя работа заинтересует многих людей, не определившихся с профессией и возможно подтолкнет к выбору одной из выше рассмотренных. Результаты работы

Много разных профессий существует в мире, в основе которых лежат знания по географии. Конечно, про все в одной работе невозможно рассказатьПрактическое значение

На основе полученной информации и сделанных выводов планирую изготовить и распространить буклеты о профессиях, связанных с географией. Это поможет учащимся определиться в выборе профессии и проявить больший интерес к изучению географии

Список используемой литературы:

1. БОУ «Омский Центр профориентации»

2.Википедия.

3. ВУЗы России

4. ШКОЛЬНИКУ.ру Столичный центр профориентации «Разумный выбор»

Урок географии. Знакомство с профессиями связанные с географией

Выбор профессии на уроках географии.

Цели: помочь учащимся в профессиональной ориентации,
расширить круг представлений о профессиях посредством школьного предмета «география»
Задачи: Познакомить учащихся с профессиями, связанными с географией, расширив тем самым представления о применении знаний по данному предмету в различных сферах деятельности.
Вступление: География – одна из интереснейших наук в школьном образовании. Современная география превратилась во множество отдельных дисциплин, каждая из которых изучает свою часть географической оболочки. Две ветви единой географии, физическая и общественная, состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50. Посмотрите эту презентацию и, может быть, одна из этих профессий заинтересует Вас и станет любимым делом Вашей жизни!
















Угадайте профессию:
Стать ________ хочу –
Камни разные учу.
Вот руда, в ней есть металлы.
Вот различные кристаллы.
Камень здесь – морской коралл,
Рядом жемчуг засверкал.
Самый крепки, знай, алмаз,
Я найду его не раз. геологом..

“Мы вулкана сыны…
Кратер гремит маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лапиллей град.
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Едок сернистый газ –
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам дается раз,
Ставим на карту жизнь!.." Вулканолог

Когда тебя со всех сторон сожмут тиски холодных стен
Ты не грусти таков закон земля испытывает всех
И темнотой, и теснотой, и ревом рек, и тишиной,
И красотою неземной, и неприступною стеной.

И если ты все это испытал

Тебя своим признает темнота
И холод недоверчивых глубин!

И покоренный навсегда, решив судьбы своей вопрос
Стремиться будешь ты туда, где столько сказок и угроз
Туда, где шорохи живут, цветы из камня, где растут
И пусть по службе обойдут, пусть ненормальным назовут

Во все пещеры ты проник, не пропуская не одной
Встречала каждая из них тебя как отчий дом родной
Но повторяться не с руки свою пещеру ты найди,
Чтоб глубока и чтоб не зги, и раньше не было других!

И если ты все это испытал
Без сил не лег, сорваться не сглупил
Тебя своим признает темнота
И холод недоверчивых глубин! Гимн спелеологов

Заключение:

Уникальность школьной географии заключается в том, что она, как ни один учебный предмет, знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в ближайшем окружении, в разных странах, в глобальных масштабах, учит пониманию сущности экологических, экономических и социальных проблем, роли географии в их решении, в пргнозировании развития взаимодействия между природой и человеком на разных территориальных уровнях. Без географических знаний и умений, без развитого пространственного представления о земной поверхности в сознании учащихся не может быть создана научная картина мира. Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.

Спосок используемой литиратуры:

1.Программы начального и основного общего образования. Технология. – М.: ВентанаГраф, 2012. – С. 183.
2.Аверичев Ю.П. Ориентация школьной молодёжи на рабочие профессии//Сов.педагогика, 2010,№ 2.-С.25-30.
3.Апостолов С.П. Рынок: молодёжная политика и профориентация учащейся молодежи/ЛИк.и пр-во,2012,№ 3.-С.73-76.
4.Бабосов Е.М. Профессиональная ориентация в школе.-Мн.:Нар.асвета, 2011.-158с.
5.Климов Е.А. Школа и выбор профессии.-М.:Педагогика, 2005.-241с.
6.Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников.М.:Педа-гогика, 2008.- 184с.

Большинство географических кафедр возникло в 60–80-е гг. XIX века. Первым в нашей стране самостоятельным географическим факультетом стал геофак МГУ им. М. В. Ломоносова, открытый в 1938 г.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

В настоящее время в России 24 географических факультета и отделения классических университетов и 41 географическй факультет педагогических университетов и институтов.

Как наука география делится на физическую, изучающую природу, и общественную, изучающую население и хозяйство. (К географии принято относить и техническую дисциплину - картографию, хотя в последнее время некоторыми видными учеными это оспаривается.) Две ветви единой географии состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность - всего их порядка 50. Есть возникшие еще на рубеже XIX-XX вв. традиционные специальности, их большинство: геоморфология, землеведение, климатология и др. А есть - сравнительно недавно появившиеся - биоклиматология, география туризма или географическая планетология.

Есть географические специальности, которые в наибольшей степени приближены к природе. Их можно назвать камерально-полевыми. Нахождение географа вне стен своего дома может длиться от одного дня до нескольких месяцев в году (в основном в теплое время года). А группа общественно-географических (по старой терминологии - экономико-географических) специальностей не так сильно привязана к природной среде, большей частью она чисто кабинетная. На выезде же экономико-географы предпочитают не экспедиции, а одиночные исследования-командировки. Объектом исследований такого специалиста выступает антропогенная среда (созданная человеком).

Методы изучения

В географии широко применимы методы точных и естественных наук: математики, статистики, физики (перманентно даже возникает дискуссия, не перенести ли кафедры метеорологии и океанологии с геофака МГУ на физфак), химии и биологии.

А географические специальности из блока общественной географии особенно тесно связаны с целым рядом гуманитарных дисциплин.

Представители всех без исключения географических специальностей должны на высоком уровне знать компьютерно-информационные технологии.

Геоморфология

Неофициальное название этой науки - инженерная география. Изучает она историю рельефа Земли. Отрасль геоморфологии - палеогеография - реконструкция доисторического рельефа Земли. Наиболее перспективные направления в геоморфологии - космическая геоморфология (изучение рельефа планет солнечной системы) и эстетическая геоморфология (создание искусственных ландшафтов).

Геоморфология - специальность денежная. Профессионалы участвуют в проектировании населенных пунктов, дорог, аэропортов и морских портов, дамб, водохранилищ, парков, пляжей, нефте- и газопроводов (в т. ч. на морском дне), работают в геологических партиях. Это одна из наиболее мужских географических специальностей. Большое внимание уделяется физической подготовке геоморфолога.

Рынок труда: научно-исследовательские институты, производственные фирмы, разные поисковые геологические службы, инженерные проектные организации.

Биогеография

Биогеография изучает флору и фауну Земли. Перспективные направления - экологическая география и медицинская география (изучение очагов возникновения и путей распространения разных болезней и их переносчиков). Биогеографов можно встретить в национальных парках и заповедниках, в дендрариях; в составе экспедиций они ищут перспективные для одомашнивания дикие растения и животных, выбирают экологически чистые места для строительства новых населенных пунктов (в т. ч. загородных домов для элиты).

Телеведущие Николай Дроздов (одно время бывший экологическим экспертом при Генеральном секретаре ООН) и Иван Затевахин оба окончили кафедру биогеографии геофака МГУ.

Гляциология и криолитология

И та, и другая науки изучают ледовую сферу Земли: гляциология - на земной поверхности (ледники и снежный покров), криолитология - под земной поверхностью (вечную и сезонную мерзлоту грунта). Перспективные направления - Антарктика как одно из будущих на Земле мест по добыче полезных ископаемых, ледяной покров Антарктиды и Гренландии как лабораторий древних климатов Земли (загадочное озеро Восток), нефтегазоносные бассейны, коммуникации и населенные пункты в зоне вечной мерзлоты на севере России, воздействие глобального потепления на полярные районы Земли, «ледяная планета» - Титан.

Сейчас гляциология находится в фазе подъема. Мировые и «не очень» державы, несмотря на международный договор 1959 года, готовы ввязаться в борьбу за последний не поделенный материк на Земле - Антарктиду. В Антарктике увеличивается количество научных станций, своими исследованиями готовящих базу для претендентов на ледовый панцирь Земли.

Это самые мужские специальности в географии: почти 100% выпускников - представители сильного пола. Соответственно, студентам потребуется интенсивно заняться спортом (особенно горными лыжами, плаванием и альпинизмом), получить навыки в спелеологии, научиться водить вездеходы и снегоходы, бурить лед и грунт.

Обширны «владения» гляциологов и криолитологов на Крайнем Севере России. Им интересны покровные ледники островов Северного Ледовитого океана и многолетняя мерзлота на материке в районах крупных городов, нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог. Они следят за трассой Северного морского пути. На ледниках Кавказа, Урала, Алтая, Камчатки и других горных систем гляциологи контролируют и прогнозируют движение льда, снежных лавин и селей. А самые подготовленные, закаленные и смелые специалисты едут за романтикой и возможностью неплохо подзаработать на антарктические научные станции.

Рынок труда: соответствующие НИИ, мерзлотные станции в зоне Севера России, лавинные и селевые станции в горах, Госкомгидромет, Госкомэкология, Гидрометцентр РФ.

Метеорология и климатология

Перспективные направления здесь - палеоклиматология (древние климаты Земли), биометеорология (воздействие климатических условий на живые организмы, циклы солнечной активности Чижевского), медицинская климатология (жизнь и хозяйственная деятельность людей в разных климатических поясах Земли), прогноз погоды на основе спутниковой метеорологии, военная метеорология (разработка так называемого климатического оружия), планетарная метеорология (изучение атмосфер Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и их спутников), проблемы глобального потепления и озоновых дыр на Земле, компьютерное моделирование климатических процессов.

Специалистам нужно хорошо знать физику, математику и информатику - на профильной кафедре географического факультета МГУ физике и математике уделяют внимание не меньшее, нежели собственно географии!

Рынок труда: основная масса метеорологов-климатологов - и часто это женщины - работает синоптиками на наземных метеостанциях, разбросанных по всей территории России. В последние 15 лет количество этих станций сократилось, особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Оборудование, установленное еще в советские времена, морально и технически изношено, так что наши синоптики анализируют в основном зарубежную (американскую и европейскую) информацию.

Другие возможные места трудоустройства - Гидрометцентр РФ, Госкомгидромет, ИГ РАН, Метеобюро Москвы и других больших городов России, метеослужбы при аэропортах и морских портах, НИИ, морские метеостанции, научные океанографические суда, космодромы.

Рабочие места для метеорологов-климатологов могут быть и в ряде международных структур.

Ландшафтоведение

Это классика географии. Именно здесь занимаются не какой-то одной стороной природы или человеческого общества, одним природным или антропогенным компонентом, а всей совокупностью связей между разными компонентами одного природного или антропогенного комплекса (ландшафта), начиная от самых маленьких (речка, пруд, парк, лес, луг, гора, населенный пункт, поле) и заканчивая географической оболочкой Земли. Задача ландшафтоведа - не только описать тот или иной ландшафт Земли, но и выяснить историю его возникновения и дать прогноз его дальнейшего развития с учетом влияния множества факторов. И знать тут нужно основы практически всех других географических наук.

Перспективные направления - геофизика и геохимия ландшафта (влияние физических и химических процессов на формирование и динамику той или иной территории), этнокультурное ландшафтоведение (как различные культуры и поселения людей влияли на разные ландшафты Земли и как природа оказывала влияние на менталитет разных народов), экологическая оценка местности, методы аэрокосмического зондирования в ландшафтоведении, построение искусственных эстетических ландшафтов (парки и др.).

Ландшафтоведы, пожалуй, самые мобильные люди в среде географов; ведь предметом изучения для них является вся поверхность Земли! Отсюда - многочисленные поездки в разные районы России, а при хорошем знании иностранного языка - и за границу. Наших ландшафтоведов можно встретить в джунглях Африки и Амазонии, в индийской саванне, австралийских пустынях, прериях Северной Америки, на коралловых островах Тихого океана, в индустриальных местностях Западной Европы и Японии, в таежных и тундровых районах Евразии, в Кордильерах и на Тибете. Русская ландшафтная школа, основанная еще в XIX веке В. В. Докучаевым, считается самой сильной в мире.

Рынок труда: НИИ, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, Госкомитет природы, комитеты по охране природы субъектов РФ, естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники и национальные парки, градостроительные организации и архитектурно-художественные мастерские (проектирование эстетических ландшафтов). Наших ландшафтоведов охотно приглашают на работу во Францию и Германию.

Спелеология

Это пограничная наука на стыке геологии и физической географии. Она занимается изучением внутренних полостей земной коры (образование, динамика, современное состояние), в более простом понимании - исследованием пещер.

Спелеологию можно изучать по-разному: относительно горных пород и минералов, из которых сложены стены пещер (геологическая спелеология); микроклимата пещер (климатическая спелеология); присутствующих в пещерах живых организмов (биоспелеология); гидрологического режима пещер (гидроспелеология); следов материальной культуры в пещерах (археологическая спелеология); современного использования пещер (антропоспелеология); картирования пещер (топографическая спелеология). Особняком стоят спортивная и туристическая спелеология: на некоторых географических факультетах есть соответствующие клубы. Наиболее интересное и перспективное направление в спелеологии - подводная спелеология (изучает полости в рельефе дна морей и океанов).

Спелеология - для сильных романтиков. Попробуйте-ка полазить по пещерам без физподготовки и теоретических знаний!

Фронт работ для спелеологов широк: экспедиционные отряды, топографо-геодезическая съемка внутренних полостей Земли, выполнение заказов военных и спецслужб на предмет пригодности тех или иных пещер в качестве площадок, где могли бы быть размещены предприятия ВПК и секретные объекты.

Мэрии крупных городов привлекают спелеологов для изучения подземной городской среды, где есть немало пустот как природного (карст), так и антропогенного происхождения (выработанные штольни, бункеры, фундаменты старинных зданий, упрятанные в трубы реки, подземные склады и коммуникации).

Спелеологи могут также работать инструкторами в спортивно-туристических организациях, специализирующихся на организации маршрутов в разные пещеры.

Океанология

Старое название океанологии - океанография. А планету Земля правильнее было бы назвать Вода или Океан, ведь еще со школы мы знаем, что большая часть поверхности Земли покрыта водой (Мировой океан).

В океанологии выделяют физику океана (ее интересуют взаимодействие океана и атмосферы, акустика, оптика, радиоактивность и электромагнитное поле морской воды), химию океана (соленость, химический состав воды), геологию океана (из каких горных пород и минералов состоит морское дно и подводные горы, полезные ископаемые); биологию океана (изучение водной фауны и флоры, в т. ч. выявление мест обитания организмов, имеющих продовольственное значение); топографию дна Мирового океана (картирование подводного рельефа).

В программе для океанологов очень много математики, физики и химии. Уже после 2-го курса студенты отправляются на производственную практику на морскую станцию или научное судно проводить исследования. Вы не только бесплатно покатаетесь по морям-океанам и насладитесь красотами моря и тех мест, где будет швартоваться судно, но и закалитесь, превратившись в настоящего «морского волка». А если повезет, то и окажетесь на борту батискафа!

Да и сама океанология - перспективнейшая географическая наука. Планеты Солнечной системы изучены лучше, чем глубины Мирового океана. А океанологов-подводников заслуженно сравнивают с космонавтами. Даже новый термин возник - акванавты.

Рынок труда: разные гидрографические службы, научно-исследовательские институты, подводные и береговые лаборатории, морские гидрологические и биологические станции, океанографические суда, частные фирмы, обучающие дайвингу, туристические бюро.

При высоком уровне профессионализма и хорошем знании английского российские океанологи могут попробовать поработать в океанографических институтах США, Канады, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии и в Мекке всех океанологов Земли - Океанографическом музее Монако, созданном мэтром Кусто.

Гидрология суши

В XXI веке пресная вода стала настолько ценным ресурсом, что за обладание ее источниками даже происходят военные конфликты между странами и разрабатываются проекты по доставке айсбергов к засушливым районам Земли. Оптимизировать и рационализировать водные потоки и водный баланс страны призваны люди, избравшие своей профессией гидрологию суши.

Гидрологи исследуют круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализируют режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; дают оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвуют в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляют каталоги водных объектов суши.

Гидрология тесно связана с физической географией, физикой (гидродинамика), математикой, биологией, химией, ихтиологией, гидротехникой и навигацией.

Перспективное направление у гидрологов России - изучение будущего океана: самого глубокого на Земле озера Байкал.

Рынок труда: НИИ, озерные и речные станции, гидрологические посты и гидрообсерватории, гидроэлектростанции, отдел водного транспорта Минтранспорта РФ, фирмы, занимающиеся разведением рыб, водные парки, управления речных каналов, речные порты, Гидрометеоцентр РФ, МЧС РФ.

Телеведущий А. Беляев получил образование гидролога на географическом факультете МГУ.

Почвоведение

Самые большие в мире массивы самой плодородной почвы залегают в нашей стране. И недаром именно в России появилось почвоведение. Это биолого-географическая наука о происхождении, динамике, современном состоянии, будущем развитии почвы и о рациональном использовании почвенных ресурсов. Кафедры почвоведения есть еще и на биофаках, но на географических факультетах в основном занимаются пространственным анализом почв, их картированием, количественной и качественной оценкой почвенных ресурсов по разным территориям для занесения этих данных в Единый земельный кадастр РФ.

Почвоведы-географы изучают географию почв, их морфологию и генезис, геохимию, коллоидную химию и биогеохимию, картографирование, физическую и биологическую химию, биологию, гидрологию и гидрогеологию!

Выпускники решают в сельском хозяйстве проблемы повышения плодородия почв и применения нужных удобрений, участвуют в проведении мелиораций (орошение, осушение, гипсование, известкование почвы) и в борьбе с почвенной эрозией, составляют карты почвенно-земельных ресурсов для агрономических хозяйств. Хороший почвовед - это правая рука руководителя сельхозпредприятия. Особенно сильно возросла роль географа-почвоведа сейчас, когда проводится широкомасштабная земельная реформа и услуги людей этой профессии необходимы для оценки почвенно-земельных ресурсов и соответственно для составления Единого каталога всех сельхозпредприятий и Единого земельного реестра, который в свою очередь нужен для определения ставки земельного налога по разным регионам России.

Политическая география

Это раздел гуманитарной географии, изучающий расстановку политических сил в разных странах, или в какой-то отдельной стране, или в части этой страны. В его задачи входит анализ межэтнических отношений на разных территориях; выявление факторов (чисто политических, военных, экономических, культурных, этнических, ментально-психологических и даже природных), влияющих на территориальное распределение политических сил, явлений и процессов; комплексный анализ и детальная оценка политической ситуации в стране и мире; участие в построении и редактировании политических карт и справочников; рекомендации властным структурам и политикам, помощь в выработке политологических схем, технологий и политических и военно-политических доктрин государства. (Раздел политической географии, занимающийся разными аспектами избирательных кампаний, называется электоральной географией.)

Политическую географию изучают вместе с социально-экономической географией, поскольку эти два направления тесно взаимосвязаны. Выпускники получают диплом географа-политолога. За их плечами - изучение политологии, страноведения, регионалистики, экономики разных стран, психологии и культуры разных народов, ну и, конечно же, иностранных языков - не меньше двух.

Нередко в СМИ политическую географию путают с геополитикой. Но предметом исследования геополитики является весь мир, все страны в их взаимодействии, в частности - процессы глобализации. А в политической географии, как правило, рассматриваются конкретные территории - чаще на уровне отдельно взятой страны или какого-либо района внутри этой страны. И геополитиками могут быть вовсе и не географы, а представители других сфер человеческой деятельности (собственно политики, главы великих государств, министры иностранных дел, дипломаты, военные, философы). А вот из знаменитых профессиональных политико-географов можно отметить именно ученых - Л. Смирнягина, С. Благоволина, Д. Орешкина.

Политико-географы могут работать в основном в качестве аналитиков и экспертов.

Экономическая и социальная география

Экономическая география - один из разделов гуманитарной географии. Она изучает пространственное размещение производительных сил (население и хозяйство) и находится на стыке географии и экономики. А социальная география лежит в плоскости взаимодействия общей географии и целого ряда гуманитарных дисциплин - истории, этнологии, социологии, культурологии, даже психологии (изучает менталитет населения той или иной территории).

Экономико-географы рассматривают природно-ресурсный и экономический потенциал территории (от населенного пункта до страны в целом); выявляют специфические особенности и проблемы территории; оценивают стоимость земель; ищут оптимальное место для строительства народнохозяйственных объектов; дают рекомендации для властных и хозяйственных структур по комплексному освоению и решению проблем территории; определяют степень экологического риска в процессе хозяйственного освоения территории; дают прогноз развития территории. Определенный таким образом предпринимательский климат объекта немаловажен для будущих инвестиций в этот объект.

Социогеографы участвуют в оценке трудового и интеллектуального потенциала территории; изучают образ жизни, традиции, обычаи, поведение (менталитет) разных групп населения, социальных слоев и этносов; собирают и систематизируют информацию о мигрантах; дают госструктурам рекомендации по оптимальному распределению миграционных потоков населения; помогают в обустройстве беженцев; анализируют переписи населения; принимают участие в этнографических экспедициях; помогают планировать населенные пункты и места отдыха; выявляют национальные проблемы и дают советы по их разрешению; участвуют в определении индекса человеческого развития (качество жизни населения).

И экономико-, и социогеографы участвуют в районировании большой по площади территории: в соответствии с определенными критериями и на основе определенных показателей они разделяют эту территорию на составные части (районы, регионы, зоны, ареалы). Процесс районирования можно производить как по какому-то одному показателю, так и по их совокупности. Например, территорию страны можно районировать по качеству жизни населения или по степени инвестиционной привлекательности (берется много исходной информации и несколько показателей). А можно использовать только один показатель - например, обеспеченность автомобилями на 1000 чел. Результаты экономико- и социогеографических исследований представляют в разной форме - от докладных записок до компьютерных презентаций. Но в любом случае к докладу прилагают карту - так что специалисту нужно хорошо знать картографический метод.

Перечислю перспективные направления в экономической географии. Это география глобализационных процессов, транснациональных компаний, внешнеэкономических связей, финансовой сферы, топливно-энергетического комплекса, инноваций и научно-технического прогресса. А в области социальной географии это культурная география, психологическая география (так называемая феноменология), географии социальных групп населения, качества жизни, малых народов, экологии человека.

Экономико- и социогеографы в основном работают в экономико-финансовых структурах - как государственных так и частных. Например, банки охотно берут высококвалифицированных экономико-географов, умеющих мыслить широко и комплексно и видеть проблему в целом. Из таких людей получаются и хорошие маркетологи (работа в торгово-промышленных компаниях). В государственных органах экономико-географы нужны прежде всего как районные планировщики и оценщики территориального потенциала.

Вот примерный рынок труда для экономико- и социогеографов: работа в НИИ, преподавание экономической географии в экономических, финансовых и туристических вузах, в средней школе и колледжах. Также местом их работы могут стать картографические фабрики (редакторы социально-экономических карт), планировочные, земельные и социально-культурные отделы федеральных, региональных и местных органов власти.