Каков порядок проведения аттестации персонала при внедрении профстандартов в МУ? Работодателям об аттестации Положение об аттестации на соответствие профстандартов.

Аттестация персонала — один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории. Состав персонала, подлежащий аттестации, устанавливается в каждой отрасли деятельности согласно перечню должностей руководителей, специалистов и др. работников.

Законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни в Трудовом кодексе РФ, ни в ином нормативном правовом акте общеотраслевого и обязательного характера не установлено, что любой работодатель должен периодически проверять профессиональную пригодность своих работников.

Обязательной аттестация является лишь для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, что регулируется специальными федеральными законами и нормативными правовыми актами.

Обязательной аттестации подлежат:

Государственные гражданские служащие РФ, государственные служащие ряда федеральных органов исполнительной власти, государственные служащие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же муниципальные служащие Российской Федерации;

– персонал организаций отдельных отраслей экономической деятельности, это:

  • работники, осуществляющие деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;
  • работники, чья деятельность связана с движением поездов и маневровой работы на железнодорожных путях общего пользования;
  • работники, ответственные за обеспечение безопасности судоходства;
  • работники опасных производственных объектов;
  • работники, работающие на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия;
  • авиационный персонал;
  • работники, выполняющие работы с источниками ионизирующего излучения;
  • работники библиотек;
  • персонал объектов космической инфраструктуры;
  • педагогические и руководящие работники образовательных учреждений;

– руководители унитарных предприятий.

В остальных случаях проведение аттестации является делом добровольным – нормативно-правовых препятствий для ее введения в организации нет. Единственное, что должен сделать работодатель и его служба персонала, – это закрепить правила проведения аттестации в соответствующем локальном нормативном акте – Положении об аттестации персонала организации.

Основные моменты, имеющие юридическое значение, при подготовке Положения об аттестации персонала

Поскольку методики оценки работников должны разрабатываться службами персонала с учетом специфики деятельности организации, квалификационного состава ее персонала, других управленческих факторов, то давать универсальные рекомендации было бы опрометчиво. Поэтому остановимся на основных моментах локального Положения об аттестации персонала, которые имеют юридическое значение и являются общими для любой процедуры аттестации, вне зависимости от того, каким образом оценивается профессиональная пригодность работников:

1. Работники, подлежащие и не подлежащие аттестации

В разрабатываемом Положении должны быть четко определены категории работников, подлежащих аттестации, и категории, не подлежащих аттестации.

Аттестация на предмет установления соответствия работников занимаемым должностям, их профессиональной пригодности проводится в отношении такой группы работников, как служащие . Под определением служащие понимается социальная группа работников, занятых преимущественно умственным (нефизическим) трудом, как правило, осуществляющих руководство, принятие и выработку управленческих решений, подготовку информации.

Рабочие – социальная группа работников, занятых преимущественно физическим трудом, заключающимся в создании материального продукта, а также в техническом и производственном обеспечении деятельности организации – указанной аттестации не подлежат.

Какие именно категории служащих – руководители, специалисты или технические исполнители – должны проходить аттестацию, решает служба персонала в каждой организации индивидуально. Так, в ряде организаций в персонал, подлежащий аттестации, не включаются технические исполнители.

Не подлежат аттестации:

  • работники, проработавших в занимаемой должности менее 1 года, т.к. они не имеют надлежащего опыта работы и сделанные выводы об их деловых качествах будут необъективными;
  • беременные женщины, в данном случае даже если будет установлено несоответствие, они все равно не могут быть уволены, исходя из запрета, установленного статьей 261 Трудового кодекса РФ;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; их аттестация проводится не ранее, чем через год после выхода из отпуска, т.к. во-первых, за время отпуска по уходу за ребенком работник может потерять квалификацию и разумным сроком на ее восстановление является 1 год, а, во-вторых, установление несоответствия занимаемой должности все равно не позволит прекратить с работником трудовые отношения по пункту 3 статьи 81 ТК РФ.

В перечень работников, не подлежащих аттестации, могут быть включены:

  • работники, работающие на условиях внутреннего совместительства;
  • работники, с которыми заключены сроком до 1-2 лет;
  • работники, которые прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку в течение года с момента окончания повышения квалификации или переподготовки;
  • работники, назначенные на должность по конкурсу в течение 1 года с момента назначения;
  • молодые специалисты (следует уточнить, что молодые специалисты не подлежат аттестации в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебного заведения. Поскольку такой практики сейчас почти нет, то вопрос об аттестации вчерашних студентов решается работодателем по своему усмотрению) и др.

2. Периодичность и сроки проведения аттестации

Согласно Положению о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи утв. постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР от 05.10.1973 № 267/470 (последние изменения вносились в него в 1986 году, и на данный момент оно не отменено и не признано утратившим силу), аттестация проводится периодически, 1 раз в 3-5 лет.

Поэтому в локальном акте организации – Положении об аттестации персонала – должна быть прописана конкретная периодичность: аттестация работников проводится 1 раз в 3 года или 1 раз в 4 года, либо же частота проведения аттестации (например, «Не чаще, чем 1 раз в 3 года»).

При установлении периодичности проведения аттестации желательно определить дату начала течения этого срока – с момента издания руководителем приказа (распоряжения) о проведении аттестации или же с даты, указанной в приказе (распоряжении).

Далее следует определить срок, который отводится на проведение аттестации до установления итогов (от начала). Этот срок устанавливается каждой организацией самостоятельно, исходя из штатной численности, состава аттестационной комиссии и количества этих комиссий, квалификационного состава аттестуемых и др.

Из опыта оптимальным считается срок 3-6 месяцев. В течение этого срока должна быть полностью проведена аттестация персонала.

Если организация очень большая, то для того, чтобы можно было уложиться в разумные сроки, предусматривается поэтапная аттестация, т.е. распределение общей численности аттестуемых по годам в пределах установленной периодичности.

В том случае, когда в локальном Положении об аттестации персонала сроки проведения аттестации определить сложно по каким-либо причинам, то они могут определяться в приказе (распоряжении) о проведении аттестации. Возможность установления сроков проведения аттестации приказом (распоряжением) должна быть записана в локальном акте – Положении.

3. Информирование работников о проведении аттестации

В локальном акте – Положении – необходимо прописать об:

  • обязательном доведении до работника не менее чем за 1 месяц до начала аттестации информации о сроках проведения аттестации, графика аттестации;
  • не менее чем за 1 неделю до аттестации – ознакомление работника с представленным на него отзывом (характеристикой);
  • с какими еще документами, фиксирующими прохождение аттестации, должен или может быть ознакомлен работник.

Работнику также должна быть предоставлена возможность ознакомиться с итоговыми документами по аттестации, вплоть до выдачи соответствующих копий.

4. Виды и цели аттестации

Аттестация может быть:

  • очередная плановая: это аттестация, которая проводится в установленные сроки, считается очередной плановой аттестацией;
  • досрочная: аттестация, проводимая в межаттестационный период.

Причинами проведения досрочной аттестации могут быть:

  • выдвижение кандидатуры на вышестоящую должность, если образовалась вакантная должность;
  • существенные упущения или просчеты в работе или же совершение дисциплинарного проступка, суть которого заключается в ненадлежащем, некачественном исполнении должностных обязанностей;

Упущения в работе всего подразделения могут быть названы в качестве основания для проведения аттестации всех работников подразделения:

  • просьба самого работника, если он желает получить вышестоящую должность или заявить о себе как о кандидатуре на выдвижение;
  • инициатива руководителя организации или иного руководящего лица о проверке соответствия принятого год назад работника, не прошедшего очередную аттестацию; в этом случае речь идет о работнике, который на момент проведения аттестации не имел необходимого аттестационного стажа и не подлежал аттестации, но необходимость в проверке соответствия его занимаемой должности осталась;
  • получение оценки при аттестации «условно аттестован».

Учитывая возможные споры, в Положении должны быть подробно описаны правила проведения досрочной аттестации, включая основания для ее проведения и саму процедуру.

Цели аттестации

Основные:

  1. Оценка результатов труда сотрудника.
  2. Определение соответствия их занимаемой должности.
  3. Выявление недостатков в уровне подготовки.
  4. Составление плана развития работника.

Дополнительные:

  1. Проверка совместимости с коллективом (умение работать в команде, лояльность организации, работодателю и руководству).
  2. Проверка мотивации к труду, к работе в данной должности.
  3. Определение перспектив развития карьеры работника.

Общие:

  1. Улучшение управления персоналом и повышение эффективности кадровой работы.
  2. Повышение ответственности и исполнительной дисциплины.

Специфические:

  1. Определение круга работников и перечня должностей, подлежащих увольнению или сокращению.
  2. Улучшение морального и психологического климата в организации.

5. Регламент работы аттестационной комиссии

Что бы избежать конфликтов и споров с работниками в Положении должна быть подробно определена схема работы аттестационной комиссии:

  • порядок проведения заседаний комиссии;
  • правила принятия комиссией решений и их оформление;
  • правила подготовки комиссией рекомендаций работникам.

Важно знать!

В части три статьи 81 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 81 Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.

Поэтому в Положении необходимо определить форму участия представителя профсоюза в проведении аттестации.

Включение представителя профсоюза в аттестационную комиссию обязательно только в том случае, если целью аттестации является лишь проверка соответствия занимаемой должности и по ее итогам возможно увольнение работников. Если у аттестации другие цели (формирование кадрового резерва, повышение категорий по оплате труда и т.д) и ее итоги не предусматривают возможности увольнения, то включение члена профсоюза в состав аттестационной комиссии не обязательно.

6. Итоги аттестации

В Положении должны быть прописаны формулировки результатов аттестации: «соответствует занимаемой должности» и «не соответствует занимаемой должности» . В некоторых случаях предусматривается третья оценка – или «соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии» . Эта промежуточная оценка очень важна, так как позволяет службе персонала воздействовать на работника. Однако действия работодателя при ее использовании должны быть продуманными.

Другие формулировки результатов аттестации, такие как «аттестован» , «не аттестован», «годен» и т.д. не что иное, как творчество и могут привести не только к внутренним конфликтам с работником, но и далее к судебным разбирательствам, где отметится непрофессионализм кадровой службы работодателя.

Оценка работника как «условно соответствует занимаемой должности» , не дает возможность работодателю для принятия решение об увольнении работника до тех пор, пока он не проверит, выполнил ли работник рекомендации аттестационной комиссии. Это означает проведение повторной аттестации этого работника, например, через год. В таком случае в Положении необходимо прописать, как будет проводиться внеочередная аттестация, сделать циклическую отсылку к порядку установления итогов очередной аттестации и предусмотреть, что второй раз аттестационная комиссия может выставить только две оценки: соответствует или не соответствует занимаемой должности.

7. Оформление итоговых документов аттестации

Очень важно, чтобы в Положении был четко определен перечень документов, образующихся в ходе аттестации.

На основе решения аттестационной комиссии готовится отчет о проведенной аттестации, в котором служба персонала сообщает руководителю организации итоги аттестации: сколько работников соответствует занимаемым должностям, сколько не соответствует.

На основе этих документов руководитель организации издает общий приказ (распоряжение) о мероприятиях по итогам аттестации, в котором ставит перед службой персонала задачу решить сразу все вопросы:

  • о переводах на вышестоящие должности в рамках локального регулирования о кадровом резерве или по индивидуальному решению руководителя организации;
  • о присвоении категории;
  • о повышении окладов, установлении надбавок;
  • об изменении или отмене надбавок;
  • о понижении квалификационной категории;
  • о поощрении работников;
  • о рассмотрении вопроса о переводах или об увольнении работников, не соответствующих занимаемой должности.

8. Сроки исполнения итогов аттестации

В Положении обязательно должны быть определены сроки, в которые работодатель вправе принять решение, связанное с продолжением, изменением или прекращением трудовых отношений с работниками. Это поможет избежать в дальнейшем оспаривание решения руководителя организации по отношению к работнику в судебном порядке.

В п. 12 Положения 1973 года установлено, что руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке применяет к работникам соответствующие меры поощрения и в надлежащих случаях, в срок не более 2 месяцев со дня аттестации, может принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия.

При невозможности перевода работника с его согласия на другую работу руководитель организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с ним в соответствии с законодательством. (См. подпункт «б» пункта 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ).

Далее в этом же п. 2.Положения 1973 года говорится о том, что по истечении 2-месячного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.

Кроме того, необходимо связать срок, в который может быть принято решение о переводе или увольнении работника, со сроком проведения аттестации (например, четко установить, что отсчет 2-месячного срока ведется с момента утверждения руководителем организации итогов аттестации).

9. Меры воздействия на работников

!Знайте , что в Положении об аттестации персонала в числе мер воздействия на работников не могут быть предусмотрены дисциплинарные взыскания. Это недопустимо, так как несоответствие занимаемой должности не предполагает вины работника в отсутствии у него достаточной квалификации. В случае возникновения спора и рассмотрения его в суде, действия работодателя по привлечению работников к дисциплинарной ответственности будут признаны неправомерными, а Положение об аттестации персонала будут признано недействительными на основании статьи 8 Трудового кодекса РФ.

10. Порядок изменения и прекращения трудовых отношений по результатам аттестации

Процедура принятия решения о переводе работника, об изменении существенных условий трудового договора и увольнении должна быть подробно закреплена в Положении об аттестации персонала. Также необходимо определить не только механизмы подбора должностей, перевод на которые может быть предложен работнику, признанному не соответствующим занимаемой должности, но и сроки, в которые работнику должно быть сделано такое предложение, форму предложения, порядок оформления согласия или отказа работника от перевода.

В случае возникновения споров между работодателем и работником и их разрешение в суде, у работодателя будут возможности обоснования законности своих действий.

Следует также отметить следующее:

  • Оценка не должна соединяться с критикой.
  • Нельзя говорить работнику одновременно о результатах аттестации и об оплате труда.
  • В обязательном порядке нужно объяснить работникам, что аттестация персонала – это не карательный инструмент для увольнения неугодных или «неправильных» специалистов; она призвана помочь не только работодателям, но и самим работникам найти слабые места в своей профессиональной подготовке и устранить их.

По результатам аттестации строится индивидуальный план развития каждого специалиста, предусматривающий повышение его квалификации (семинары, тренинги, стажировки, консультации) и его карьерный рост.

При необходимости в Положение можно добавить необходимые главы и приложения.

Форма приказа о проведении аттестации

Форма графика о проведении аттестации

Форма аттестационного листа работника

Форма аттестационного листа работника при повторной аттестации

Форма отзыва непосредственного руководителя

Форма отчета работника о проделанной работе

Форма решения аттестационной комиссии

Форма протокола аттестационной комиссии

Примерный перечень показателей для оценки квалификации руководителей подразделений

Оценка служебной квалификации аттестуемого работника основывается на заключении о его соответствии положениям , определении доли его участия в решении поставленных задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности:

Образование;

Стаж работы по специальности;

Профессиональная компетентность;

Знание необходимых в работе нормативных правовых актов;

Знакомство с отечественным и зарубежным опытом в данной области;

Умение оперативно принимать решения для достижения поставленных целей;

Качество законченной работы;

Способность адаптироваться к новой ситуации и находить новые подходы к решению возникающих проблем;

Своевременность выполнения должностных обязанностей;

Ответственность за результаты работы;

Интенсивность труда (способность в ограниченные сроки справляться со значительным объемом работы);

Умение работать с документами;

Способность прогнозировать и планировать, организовывать, прогнозировать и анализировать свою работу или работу подчиненных;

Способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы;

Производственная этика и стиль общения;

Способность к творчеству, предприимчивость;

Участие в коммерческой деятельности;

Самостоятельность;

Способность к самооценке.

В чем польза аттестации социальных работников? Какие особенности аттестации медицинских работников на категорию? Что регулирует положение об аттестации на соответствие занимаемой должности?

Придя на работу, вы узнаете, что в коллективе произошли кадровые перестановки! Главный экономист Мария Ивановна срочно засобиралась на пенсию. Старший бухгалтер Наталья светится от счастья - она теперь заместитель главбуха. А вот ведущий экономист Людочка вся в слезах - с сегодняшнего дня она просто экономист.

Виной всему аттестация работников, которой еще две недели назад никто не придавал особого значения. Как видим, зря!

Чтобы не попасть впросак и быть во всеоружии, знать все плюсы и минусы этой процедуры, я, Алла Просюкова, подготовила для вас новую статью на тему аттестации персонала!

Как всегда в конце публикации - полезные советы и обзор надежных компаний, предлагающих услуги по аттестации персонала!

1. Что такое аттестация работников и для чего она проводится?

С каждым годом руководители предприятий и собственники бизнеса все больше внимания уделяют персоналу компании. Крылатое выражение «Кадры решают все!» наконец-то стало приобретать практическую значимость.

Чтобы оставаться конкурентоспособными, компании должны обладать высокопрофессиональными кадрами, уровень подготовки которых соответствует ее масштабам.

Как определить этот уровень правильно? Очень просто - провести аттестацию!

Это периодическое освидетельствование персонала на профпригодность и соответствие занимаемой должности.

Цели этого мероприятия бывают разные. Некоторые из них мы представили на нашей схеме.

Законодательно периодичность аттестационного мероприятия предусматривается не реже 1 раза в 3 года. Исходя из этого, каждая компания самостоятельно утверждает приемлемые именно для нее сроки. Они закрепляются в локальном акте, регулирующем этот процесс, разработанном и утвержденном внутри фирмы.

Следует знать, какие категории работников не аттестуются:

  • работающие в организации меньше года;
  • сотрудники возрастом от 60 лет;
  • сотрудницы, ожидающие ребенка;
  • работницы-отпускницы по беременности и родам;
  • женщины, оформившие отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет.

Сейчас аттестация стала популярна и в сфере социальной работы. Освидетельствование профессионализма социальных работников позволяет сформировать штат высококвалифицированных специалистов, что положительно сказывается на качестве оказываемых ими услуг.

Также важно помнить об особенностях аттестации некоторых видов сотрудников. Например, аттестация медработников на категорию. Эти сотрудники вправе самостоятельно инициировать экзамен на присвоение категории. Добровольность испытания - его отличительная особенность.

Экзамены подобного рода проводятся экспертной группой специально сформированной комиссии.

2. Какие бывают формы аттестации работников - 3 формы проведения

В зависимости от целей подбирается и способ проведения аттестации. Наиболее известны 3 формы этой процедуры. На практике их гораздо больше, ведь часто происходит смешение и в итоге получается комбинированный формат.

В рамках этой публикации я предлагаю рассмотреть лишь основные из них: две устные (индивидуальное и коллегиальное собеседование) и письменное тестирование.

Форма 1. Устная в виде индивидуального собеседования

Индивидуальное собеседование проводит, как правило, руководитель подразделения, в котором работает сотрудник. Результаты служат основой для составления отзыва-характеристики.

В процессе выясняется отношение аттестуемого к работе. Определяются проблемы, возникающие у сотрудника при исполнении трудовых обязанностей.

Форма 2. Устная в виде коллегиального собеседования

Коллегиальное собеседование проводится утвержденной для этих целей комиссией. Сначала выслушивают отчет самого испытуемого о его обязанностях в рамках должности, положительных и отрицательных моментах работы. При необходимости задаются уточняющие вопросы.

В процессе беседы определяется уровень профподготовленности специалиста и его соответствие должности.

Форма 3. Письменная в виде тестов

Наиболее объективной формой считается тестирование. Аттестационное тестирование требует серьёзной подготовки.

Во-первых, необходимо сформировать и утвердить тестовые вопросы. Они должны в полной мере соответствовать специальности и квалификации аттестуемых сотрудников.

Во-вторых, заранее следует определить % правильных ответов для определения успешного прохождения испытания.

3. Как проводится аттестация работников - 5 основных этапов

Такая серьезная и важная процедура, как аттестация работников, требует основательной подготовки.

Чтобы результаты этого мероприятия имели ценность и практическую значимость, необходимо знать некоторые его организационные тонкости и особенности проведения.

Этап 1. Составление локального нормативного акта

Главным документом, регулирующим порядок аттестования, служит «Положение об аттестации сотрудников».

Его примерная структура представлена в таблице.

Примерная структура и состав разделов:

Раздел Краткое содержание
1 Понятие, цели, задачи указываются конкретные цели и задачи именно для компании, утвердившей Положение (например, формирование кадрового резерва)
2 Перечень категорий персонала, не подлежащих аттестации законодательно установлены не аттестуемые категории сотрудников (беременные, работающие меньше года и т.д.)
3 Сроки проведения плановая, внеплановая, частота и длительность проведения
4 Формы аттестации индивидуальное либо коллегиальное собеседование, тестирование
5 Состав и полномочия комиссии указывается состав комиссии с закрепленными за ними функциями
6 Порядок проведения аттестации максимально полное описание всех этапов процесса, перечень представляемой документации, список ответственных за подготовку документов
7 Критерии оценки количество баллов для успешного прохождения тестирования, соответствие выполняемой работы сотрудника его служебным инструкциям и прочее
8 Виды итоговых заключений соответствует/не соответствует занимаемой должности, соответствует занимаемой должности и рекомендован для зачисления в кадровый резерв

Локальный акт утверждается руководителем компании. После чего весь персонал ознакамливают с ним под подпись. Впоследствии вновь трудоустроенные знакомятся с положением аналогичным образом.

Этап 2. Формирование аттестационной комиссии

Комиссия утверждается приказом по организации.

В состав входят:

  • председатель;
  • заместитель председателя;
  • секретарь;
  • члены комиссии.

Количество членов законодательно не ограничивается. Минимально - 3 человека. Избираются из числа наиболее профессиональных работников, начальников отделов, главных специалистов.

Если в фирме действует профсоюз, то в состав комиссии необходимо включить его представителя. В противном случае результаты аттестации могут признать недействительными.

Этап 3. Подготовка необходимых документов для аттестационной комиссии

Приказ руководителя о проведении аттестации издан. Разработан и утвержден график ее проведения. Наступает черед подготовки документации для комиссии.

Перечень стандартных документов:

  • бланк оценки рабочих и деловых качеств;
  • отчеты аттестуемых;
  • квалификационные листы;
  • форма заключения комиссии;
  • бланк для учета предложений сотрудников.

Этап 4. Проведение аттестации

Аттестация проводится комиссией строго по утвержденному графику. В процессе заседания рассматриваются представленные документы на каждого аттестуемого, заслушиваются сами работники, их непосредственные руководители.

Этап 5. Получение результатов аттестации

По итогам аттестации комиссия выносит вердикт по каждому аттестуемому. Формулировка решения прописывается в локальном акте и обычно имеет вид: «соответствует занимаемой должности» и «не соответствует занимаемой должности».

Аттестационное заключение оформляется в виде . Итоги формируются в сводный отчет, который затем представляется руководителю для принятия окончательного решения.

4. Кто оказывает услуги по проведению аттестации работников - обзор ТОП-3 компаний

Процедура аттестации персонала вызывает у вас трудности, и вы не знаете с чего начать? Предлагаю обратиться к профессионалам.

Мы подобрали компании, которые быстро и качественно проведут аттестацию работников любых сфер, в том числе таких, как: образование, медицина, государственная и социальная службы.

«HR-praktika» - питерская фирма, ведущая более 20 лет свою деятельность на всей территории РФ в сфере управления персоналом. За этот период компания стала экспертом в области своих профессиональных интересов.

Компания представляет услуги в сфере управления персоналом по следующим направлениям:

  • аудит;
  • аутсорсинг;
  • обучение;
  • консультации;
  • проектные работы.

Руководители и владельцы бизнеса, соискатели и работники компаний, специалисты кадровых служб - все найдут полезную информацию на корпоративном интернет-ресурсе компании «HR-praktika». Получить первичную консультацию можно по телефону или оставив заявку на сайте.

«Гермес» - лицензионный центр из г.Москва созданный в 2006 году. Компания имеет все необходимые сертификаты и лицензии для осуществления заявленной деятельности.

Услуги ООО «Гермес»:

  • сертификация менеджмента качества;
  • лицензирование;
  • допуски СРО;
  • курсы подготовки и переподготовки различной направленности;
  • аттестация: персонала, ;
  • продажа готовых фирм с лицензией МЧС и КГИОП.

Начав свою деятельность в далеком 2006 как подразделение холдинга, компания «Кадры есть!» стала отдельной бизнес-единицей с широкой сетью специализированных агентств.

Рекрутинговые и консалтинговые услуги - это основные направления деятельности фирмы. Наиболее востребованными у клиентов стали аттестация персонала и .

Результаты проведенных мероприятий высококлассными специалистами агентства «Кадры есть!» позволяют заказчикам:

  • выявить причины неэффективной работы персонала;
  • определить направления оптимизации кадрово-организационной работы;
  • разработать мероприятия, повышающие мотивацию и производительность труда;
  • пересмотреть служебные обязанности и заработные платы;
  • провести перераспределение трудовой нагрузки среди специалистов.

5. Как получить объективные результаты аттестации работников - 3 полезных совета

Объективность - важная составляющая аттестационного освидетельствования персонала.

Избежать проблем в этом вопросе помогут наши советы.

Как я уже писала, количество участников аттестационной комиссии не ограничивается. Включайте в состав столько специалистов, сколько нужно для качественного проведения процедуры.

Главное условие: все члены комиссии должны пользоваться авторитетом, быть компетентными в профессиональных специализациях аттестуемых. Такой состав вызовет больше доверия и снизит риск конфликтов.

Пример

В процессе аттестации в ООО «Альбатрос» возникла конфликтная ситуация при оценке профессиональных компетенций сисадмина Федора Кузькина.

Комиссия приняла решение понизить Кузькину категорию. Федор написал на имя директора компании жалобу, в которой обращал внимание на некомпетентность членов комиссии в вопросах системного администрирования.

Действительно, в комиссии не было ни одного специалиста по данному направлению, и, следовательно, они не могли оценить должным образом профессиональные качества сисадмина Федора.

Директор ООО «Альбатрос» согласился с доводами Кузькина и рекомендации аттестационной комиссии приняты не были.

Совет 2. Проводите аттестацию только в присутствии работника

Несмотря на то, что законом предусмотрены случаи проведения аттестации при отсутствии работника (беспричинная неявка, нежелание проходить освидетельствование), лучше ее проводить в его присутствии.

Так вы снизите риск конфликта и оспаривания итога со стороны оцениваемого работника.

Совет 3. Доверяйте проведение аттестации сторонним компаниям

Если вы хотите получить действительно качественные результаты аттестации и избавиться от головной боли по этому поводу, рекомендую заказывать проведение этого мероприятия в специализированных компаниях.

Таким компаниям можно доверить не только аттестацию персонала, но и, например, спецоценку условий труда (

Довольно часто руководство предприятия задаётся вопросом, как законно протестировать подчиненных на предмет их компетентности, профессиональных и иных качеств. Тогда данная статья вам на заметку. Рассказываем о подходе к аттестации работников в 2019 году.

Каких профессий касается

Регулярная аттестация работника на соответствие занимаемой должности предусмотрена в Трудовом кодексе. Она затрагивает лиц определенных профессий, среди которых учителя и ученые, а также другие служащие бюджетной сферы.

Так, проверка педагогов и деятелей науки должна проходить один раз в 5 лет. Остальных работников бюджетной сферы подвергают ей каждые 3 года.

Что касается педагогической сферы, то проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности регламентировано 2-мя документами:

  1. В отношении профессорско-преподавательского состава.
  2. В отношении просто педагогов.

По поводу необходимости проверять квалификацию рабочего персонала в любых других организациях частного сектора, то можно отметить, что руководство самостоятельно определяет и закрепляет соответствующие положения во внутреннем акте.

Обычным работодателям предоставлена возможность самостоятельно определять порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности. Но чаще всего удобнее держать ориентир на ведомственные документы, из которых черпать информацию и правила, адаптируя их под непосредственно свою предпринимательскую сферу.

Порядок в 2019 году

Сама процедура прописана в ведомственных нормативных актах. Общероссийского закона или регламента на этот счёт нет.

Для педагогов порядок аттестации предусмотрен в приказе Минобрнауки РФ:

  • от 07.04.2014 № 276 (просто педагоги);
  • от 30.03.2015 № 293 (высший преподавательский состав и т. п.).

Рассматривая вопрос в целом, можно отметить тот факт, что аттестацию работников на соответствие занимаемой должности в 2019 году ведут примерно по одной схеме. Она включает определенные этапы, которые описаны ниже.

Проверочная комиссия

Для проведения любой аттестации подбирают состав комиссии. Его утверждают приказом или распоряжением руководителя.

Важная особенность: при наличии на предприятии профсоюзной ячейки минимум один ее член должен присутствовать в составе такой комиссии. Если это требование не соблюдено, то выявленная в итоге недостаточная квалификация не сможет привести к увольнению. Следовательно, до того, как провести аттестацию на соответствие занимаемой должности, необходимо согласовывать с профсоюзом состав комиссии.

В качестве примера можно взять ситуацию, когда судебная коллегия Санкт-Петербурга признала правомерным решение суда, который восстановил в занимаемой должности работника, уволенного согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Главным аргументом в пользу него стало отсутствие в комиссии члена профсоюзного органа. А это выступает одним из основных условий, которое следует соблюдать, когда идет аттестация на соответствие занимаемой должности.

Приказ о назначении и механизм

Даже учитывая то, что аттестацию проводят согласно ранее принятым актам и их правилам, каждый заход требует от руководства отдельного приказа или подписания распоряжения.

Кроме плановых подтверждающих аттестаций закон предусматривает и возможность внеплановых проверок. Такие ситуации могут возникнуть, например, при несчастном случае на производстве, когда определяют соответствие занимаемой должности одновременно нескольких сотрудников. При этом процедуру среза знаний не меняют.

О решении проводить аттестацию необходимо уведомить работников в порядке, предусмотренном положением о ней. Чтобы избежать оспаривания правомерности отсутствия работника на аттестации (переаттестации), желательно уведомлять об этом каждого вручением расписки.

Методика

При разработке методов и способов проверки знаний, на основе которых делают выводы о прохождении или не прохождении аттестации, нужно определиться:

  • с оценкой уровня квалификации;
  • методами оценки;
  • последовательностью процедуры подтверждения соответствия должности, которую занимает сотрудник.

Обычно каждая фирма устанавливает индивидуально:

  • как провести аттестацию на соответствие занимаемой должности;
  • в какой форме проводить проверку.

На практике методы могут быть любыми. Среди них – отчеты, тесты и другие квалификационные испытания. Поэтому испытуемым работникам довольно сложно дать универсальные советы, как пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Подведение итогов

Проверку следует проводить строго по предварительно разработанному графику. Случаи его нарушения или отсутствия чреваты признанием итогов недействительными.

Результаты по оцениваемым сотрудникам заносят в протокол, который обязательно подписывает каждый член комиссии. Аттестуемый работник обязательно знакомится с этим документом. В протоколе должна присутствовать отдельная графа, где он имеет право выразить письменное несогласие с выводами комиссии.

Впоследствии протокол дают на рассмотрение начальнику предприятия, который сделает оргвыводы. В его же полномочия входит аттестация заместителей директора на соответствие занимаемой должности, если на то есть необходимость или новый претендент на место.

Итоги и решения

Организационные выводы обычно зависят от изначальной цели аттестации. А она может преследовать следующие задачи:

  • подбор нового состава начальников;
  • сокращение работников;
  • направление определенных сотрудников на всевозможные курсы, которые повысят их квалификацию;
  • мотивация в виде надбавок – для кадров, которые прошли проверку успешно.

Итоги проверки могут привести и к увольнению. Тем не менее, это не распространяется на сотрудников, права которых защищены законом. Среди них: беременные, работницы имеющие детей в возрасте до 3-х лет и прочие сотрудники согласно ст. 261 ТК РФ.

Таким образом, аттестация работников предусматривает комплексную проверку их знаний, навыков и умений. Ее можно проводить практически в любой форме, которая предпочтительна для конкретной организации. Сотрудник, не соответствующий своей должности, может быть уволен. Основанием для этого послужит вывод комиссии.

Раз в пять лет образовательные организации в установленном порядке обязаны проводить аттестацию педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям (далее - аттестация на соответствие занимаемой должности).

Если аттестационная комиссия признает то, что работник не соответствует занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, работодатель сможет его уволить. Для этого в Трудовом кодексе РФ есть основание - пункт 3 части 1 статьи 81.

При проведении аттестации используйте разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников, которые департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийский профсоюз образования направили совместным письмом от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505. Они разработали эти разъяснения на основе вопросов по порядку аттестации, которые задавали:

  • органы государственной власти субъектов РФ;
  • региональные и межрегиональные организации профсоюза;
  • другие заинтересованные лица.

Как подготовиться к проведению

При подготовке к проведению аттестации издайте распорядительные акты и ознакомьте с ними работников.

  1. Издайте распорядительный акт о создании аттестационной комиссии - приказ, распоряжение (п. 6 Порядка аттестации педагогических работников).

При аттестации аттестационная комиссия оценивает профессиональную деятельность педагогических работников. Состав комиссии формирует образовательная организация (ч. 2 ст. 49 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, п. 5 Порядка аттестации педагогических работников).

В распорядительном акте определите, кто будет в составе аттестационной комиссии:

  • председателем;
  • заместителем председателя;
  • секретарем;
  • членами аттестационной комиссии.

При этом в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включите представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии).

На это указывают пункты 6 и 7 Порядка аттестации педагогических работников.

Ситуация: может ли руководитель организации быть председателем аттестационной комиссии образовательной организации

Да, может.

Закон не устанавливает запрета для такой ситуации. Руководитель может входить в состав аттестационной комиссии (в т. ч. быть ее председателем).

Однако это нецелесообразно. При подготовке и проведении аттестации руководитель является представителем работодателя и выполняет иные функции, которые связаны с аттестацией:

  • принимает распорядительные акты;
  • знакомит работника с документами;
  • вносит представление.

Данное мнение подтверждает ответ на вопрос 4 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Ознакомьте работников с распорядительным актом о создании аттестационной комиссии.

  1. Издайте распорядительный акт о проведении аттестации.

Этого требует пункт 8 Порядка аттестации педагогических работников.

Предусмотрите в акте список работников, которые подлежат аттестации, и график, по которому проводят аттестацию (п. 9 Порядка аттестации педагогических работников).

Перечень должностей работников, которые подпадают под действие Порядка аттестации педагогических работников, определяет подраздел 2 раздела I номенклатуры должностей (п. 1 Порядка аттестации педагогических работников). Определите график проведения аттестации.

Аттестацию на соответствие занимаемой должности не проходят педагогические работники, которых называет пункт 22 Порядка аттестации педагогических работников:

  • педагогические работники, которые имеют квалификационные категории;
  • педагогические работники, которые проработали в занимаемой должности менее двух лет (в организации, в которой проводится аттестация);
  • беременные женщины;
  • женщины, которые находятся в отпуске по беременности и родам (и не ранее чем через два года после их выхода из этого отпуска);
  • лица, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до того, как он достигнет возраста трех лет (и не ранее чем через два года после их выхода из этого отпуска);
  • работники, которые отсутствовали на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием (и не ранее чем через год после их выхода на работу).

Ознакомьте работников, которые подлежат аттестации, с этим распорядительным актом под подпись. Это нужно сделать не менее чем за 30 календарных дней до дня, когда она будет проводиться (п. 9 Порядка аттестации педагогических работников).

Ситуация: можно ли аттестовать на соответствие занимаемой должности педагогического работника - совместителя или педагогического работника, который выполняет педагогическую работу наряду с основной работой

Да, можно.

Порядок аттестации педагогических работников применяют к педагогическим работникам в том числе в случаях, когда они замещают должность:

  • по совместительству в той же образовательной организации;
  • по совместительству в иной образовательной организации;
  • путем совмещения.

На это указывает пункт 1 Порядка аттестации педагогических работников.

Аттестации на соответствие занимаемой должности подлежат педагогические работники - совместители как у работодателя по основному месту работы, так и у работодателя, у которого работник работает по совместительству. При этом проводить аттестацию на соответствие занимаемой должности может как первый, так и второй работодатель.

Это право работодателя подтверждает ответ на вопрос 13 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Ситуация: может ли работодатель аттестовать работника на соответствие занимаемой должности, если работник одновременно с работой получает образование

Да, на общих основаниях.

Работодатель может аттестовать педагогических работников, если запрет на их аттестацию на соответствие занимаемой должности не устанавливает Порядок аттестации педагогических работников.

Категории педагогических работников, в отношении которых работодатели не проводят аттестацию, определяет пункт 22 этого порядка. В нем не указаны педагогические работники, которые одновременно работают и обучаются.

Ситуация: может ли работодатель провести аттестацию педагогических работников на соответствие занимаемой должности по их заявлению

Нет, не может.

Порядок аттестации педагогических работников прямо предусматривает то, что работодатель проводит аттестацию на соответствие занимаемой должности по своей инициативе (на основании распорядительного акта и представления в аттестационную комиссию) (п. 8 и 10 Порядка аттестации педагогических работников). Возможности провести аттестацию на соответствие занимаемой должности по желанию работника нет.

Данный запрет подтверждает ответ на вопрос 14 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Ситуация: может ли педагогический работник отказаться и не пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности

Нет, не может.

Обязанность педагогического работника в установленном порядке пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности предусматривает пункт 8 части 1 статьи 48 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Работник, в том числе педагогический, обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).

Если работник отказывается проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, то это может означать, что он не исполняет свои трудовые обязанности. А за это работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (ст. 192 ТК РФ).

Данное обоснование подтверждает ответ на вопрос 8 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

  1. Внесите в аттестационную комиссию представление на каждого работника, который будет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

В представление включите информацию, которую предусматривает пункт 11 Порядка аттестации педагогических работников (п. 10 Порядка аттестации педагогических работников):

  • фамилию, имя, отчество (при наличии);
  • наименование должности на дату проведения аттестации;
  • дату заключения по этой должности трудового договора;
  • уровень образования или квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • результаты предыдущих аттестаций (если их проводили);
  • мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Ознакомьте работника с представлением под подпись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации (п. 12 Порядка аттестации педагогических работников).

Если работник отказался от ознакомления с представлением, то составьте акт.

  1. Сообщите педагогическому работнику о его праве представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, которые характеризуют его профессиональную деятельность.

Работник может представить сведения за период с даты предыдущей аттестации. При первичной аттестации - с даты, когда работник поступил на работу (п. 12 Порядка аттестации педагогических работников).

В каком порядке провести

В день, который предусмотрен графиком аттестации, проведите заседание аттестационной комиссии.

По общему правилу оно проходит с участием педагогического работника.

Если педагогический работник не может присутствовать на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам, то аттестацию на соответствие занимаемой должности работодатель переносит на другую дату. Об этом знакомят работника под подпись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты аттестации.

На заседании аттестационной комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от общего числа ее членов. В противном случае ее решения будут неправомочны (п. 13 Порядка аттестации педагогических работников).

Ситуация: можно ли аттестовать педагогического работника на соответствие занимаемой должности, если он не явился на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины

Да, можно.

Если педагогический работник не явился на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины, то аттестацию на соответствие занимаемой должности аттестационная комиссия проводит без него (п. 13 Порядка аттестации педагогических работников).

Аттестационная комиссия рассматривает представление работодателя и дополнительные сведения педагогического работника (если он их представил).

По результатам аттестации принимается одно из решений (п. 15 Порядка аттестации педагогических работников):

  • соответствует занимаемой должности (указывается должность);
  • не соответствует занимаемой должности (указывается должность).

Ситуация: у работника нет образования по необходимому профилю деятельности или направлению подготовки. Обязана ли аттестационная комиссия признать то, что работник не соответствует занимаемой должности из-за недостаточной квалификации

Нет, само по себе это не является обязательным основанием для того, чтобы признать работника не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации. Такое решение не может быть принято, если работодатель в представлении дал положительную оценку профессиональным, деловым качествам работника и результатам его работы.

ЕКС работников образования и Порядок аттестации педагогических работников предусматривают возможность назначения на указанные должности лиц, которые не имеют специальной подготовки или стажа работы, но:

  • обладают достаточным практическим опытом и компетентностью;
  • выполняют качественно и в полном объеме должностные обязанности, которые на них возложил работодатель.

Это предусматривают пункт 9 ЕКС работников образования и пункт 23 Порядка аттестации педагогических работников.

Данную позицию подтверждает ответ на вопрос 15 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Аттестационная комиссия принимает решение в отсутствие работника, который проходит аттестацию. Решение принимают открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии, которые присутствуют на заседании (п. 16 и 17 Порядка аттестации педагогических работников). Работник, который проходит аттестацию и при этом одновременно является членом аттестационной комиссии, не голосует по своей кандидатуре (п. 16 Порядка аттестации педагогических работников).

Как оформить результаты и сообщить их работнику

Сообщите педагогическому работнику, который присутствует на заседании аттестационной комиссии, результат аттестации сразу после голосования (п. 18 Порядка аттестации педагогических работников).

Занесите результаты аттестации в протокол.

Протокол подписывают председатель комиссии, его заместитель, секретарь и члены аттестационной комиссии, которые присутствовали на заседании (п. 19 Порядка аттестации педагогических работников).

Протокол, представление, дополнительные сведения, которые представил педагогический работник, хранит работодатель (п. 19 Порядка аттестации педагогических работников).

Секретарь аттестационной комиссии в течение двух рабочих дней составляет выписку из протокола (п. 20 Порядка аттестации педагогических работников).

Ознакомьте педагогического работника с ней под подпись в течение трех рабочих дней после составления и храните ее в личном деле работника.

Руководитель не фиксирует результаты аттестации другими способами. Например, не надо издавать приказ о непрохождении аттестации.

Основанием для дальнейших управленческих решений будет протокол. Например, если вы приняли решение уволить работника, который не прошел аттестацию на соответствие занимаемой должности, то издайте приказ о прекращении трудового договора. В основании приказа укажите реквизиты протокола.

Ситуация: вносит ли работодатель сведения об аттестации на соответствие занимаемой должности в трудовую книжку педагогического работника

Нет, не вносит.

Работодатель вносит в трудовую книжку сведения:

  • о работнике;
  • о работе, которую выполняет работник;
  • о переводах на другую постоянную работу;
  • о наградах работника за успехи в работе;
  • об увольнении работника.

Также в трудовую книжку работодатель вносит основания, по которым он прекратил трудовой договор.

Это предусматривает статья 66 Трудового кодекса РФ.

Трудовые книжки ведут с учетом положений:

  • Правил, которые утвердило Правительство РФ постановлением от 16 апреля 2003 г. № 225;
  • Инструкции, которую утвердил Минтруд России постановлением от 10 октября 2003 г. № 69.

Эти документы не предусматривают того, чтобы работодатель вносил в трудовую книжку сведения о результатах аттестации на соответствие занимаемой должности.

Аттестационная комиссия эти сведения отражает в протоколе (выписке из протокола) (п. 19 и 20 Порядка аттестации педагогических работников).

Вносить их в трудовую книжку работника работодатель не должен.

Данную позицию подтверждает ответ на вопрос 18 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Ситуация: должен ли работодатель принять локальный акт, который регулирует порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности педагогических работников

Нет, не должен.

Полномочия разрабатывать Порядок аттестации педагогических работников принадлежат Минобрнауки России. Поэтому работодатель самостоятельно не разрабатывает положение об аттестации на уровне образовательной организации. В том числе он не разрабатывает локальный акт на основе Порядка аттестации педагогических работников.

Этот порядок определяет:

  • правила, принципы и основные задачи аттестации на соответствие занимаемой должности;
  • правила функционирования аттестационной комиссии и ее полномочия.

Образовательная организация издает распорядительные акты, которые регулируют отдельные этапы аттестации, например:

  • о создании и составе аттестационной комиссии;
  • о проведении аттестации.

Данную позицию подтверждает ответ на вопрос 6 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Шаблоны и документы

На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола. Выписка из протокола хранится в личном деле работника (п. 20 Порядка аттестации педагогических работников).

Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.

Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании шаблона необходимо учитывать требования норм региональных (муниципальных) правовых актов. Для проведения аттестации на соответствие занимаемой должности на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление (п. 10 Порядка аттестации педагогических работников). В представлении содержится сведения о педагогическом работнике, которые предусмотрены пунктом 11 Порядка аттестации педагогических работников.

Обработка информации персонифицированного характера осуществляется в соответствии с требованиями Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) (п. 6, 7Порядка аттестации педагогических работников).

Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя. Распорядительный акт содержит список работников организации, подлежащих аттестации и график проведения аттестации. Работодатель знакомит работников под роспись с распорядительным актом не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику (п. 8, 9Порядка аттестации педагогических работников).

Форма документа на федеральном уровне не утверждена. При составлении приказа необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных нормативных правовых актов.

Формы документов, которые образуются в процессе аттестации работников образовательных организаций, на федеральном уровне не утверждены. Образовательная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить соответствующие формы (в том числе форму протокола заседания аттестационной комисс

Законодательно проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности требуется только для сотрудников сферы педагогики и образования. Для всех остальных такая аттестация проводится добровольно по инициативе руководителя.

В большинстве компаний такая аттестация не проводится. Руководство считает, что это мероприятие очень трудозатратно. Тем не менее, грамотная аттестация работника на соответствие занимаемой должности несет огромную пользу для обеих сторон трудового процесса.

Работодатель получает возможность:

  • оптимизировать трудовые ресурсы фирмы;
  • провести оценку уровня квалификации работников;
  • создать дополнительную и стимулирования профессионального роста сотрудников;
  • выявить наиболее компетентных работников;
  • определить тех, кто не соответствует должности и разорвать с ними трудовые отношения.

В свою очередь работник сможет доказать, что он достоин занимаемой должности и обладает нужным уровнем квалификации и профессионализма. После переаттестации достойным сотрудникам может быть предложено повышение.

Как провести аттестацию на соответствие занимаемой должности?

Проводить аттестацию можно один раз в три года. Аттестация заместителей директора на соответствие занимаемой должности происходит один раз в пять лет.

Первым шагом в проведении этого мероприятия должно стать создание внутреннего нормативного акта. В нем необходимо определить основные параметры аттестации:

  • порядок проведения;
  • сроки и формы;
  • список категорий сотрудников, подлежащих аттестации;
  • критерии для оценки и анализа соответствия должности;
  • иные значимые параметры аттестации.

После составления акта работодатель должен утвердить график проведения мероприятия и уведомить об этом заинтересованных лиц. Лучше будет прописать обязанность прохождения аттестации в трудовом договоре.

Для проведения мероприятия назначается специальная комиссия. Ее председателем обычно выступает руководитель компании, а членами менеджеры различных отделов предприятия.

Аттестация может проходить в одной из трех формах:

  • устная в виде собеседования индивидуального характера;
  • устная в виде публичного собеседования в присутствии всех членов комиссии;
  • письменная в виде тестирования на профпригодность.

Проведение аттестации сопровождается оформлением протокола мероприятия. По итогам будет принято решение о соответствии или несоответствии сотрудника занимаемой должности. Если он не соответствует, трудовой договор может быть расторгнут на основании ст.81 ТК РФ.

Кто не подлежит аттестации на соответствие должности?

Есть перечень работников, которым не нужно думать, как пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности. Они освобождены от этого на законодательном уровне.

Так, не подлежат аттестации следующие категории работников:

  • сотрудники, трудоустроенные менее года назад;
  • беременные сотрудницы;
  • лица, достигшие пенсионного возраста;
  • находящиеся в декретном отпуске;
  • вышедшие из декретного отпуска менее года назад.

Освобождение от аттестации для вышеперечисленных лиц предусмотрено в нормативных актах федерального значения.