Анализ планирования деятельности муниципального образовательного учреждения. Теоретические основы планирования воспитательно-образовательной работы в доу

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В то время как некоторые люди предпочитают совершенно не составлять планы, оставляя свою судьбу в руках удачи или неизбежности, большинство верит, что лучше планировать, чем не планировать. Планирование - процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей наиболее эффективными средствами.

§1. Планирование в образовании

Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, процесс планирования носит формальный характер, а план не является ориентиром в деятельности.

Планирование работы педагога предопределяет результаты и эффективность образовательной системы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений, наметить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем. План учебно-воспитательной работы - это документ, указывающий содержательные ориентиры педагогической деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

К плану предъявляется ряд требований:

1. Целенаправленность плана. Содержание и формы педагогической деятельности планируются с учетом главной цели и иерархии задач.

2. Комплексность плана. Разнообразие направлений, форм и методов организации деятельности педагогов и обучающихся.

3. Конкретность плана. Содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач (достижение конкретных планируемых результатов).

Планирование - процесс индивидуального осмысления педагогом своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать работу по чужим программам и планам.

§2. Виды и структура педагогических планов

В самом общем представлении план - это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности» определяющий ее порядок, объем, временные границы. Предназначение образовательного плана - упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. При грамотной организации планирования план станет документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса.

1) По охвату содержания:

Тип плана

Комплексный (общий)

Все направления и виды деятельности

План социально-педагогической работы

План досуговой деятельности

Тематический

Одно направление или один вид деятельности

План изучения темы

План работы с родителями

План самообразования

Предметный ((план-конспект))

Одно конкретное мероприятие

План занятия

План тренинга

План этической беседы

2) По длительности периода:

Тип плана

Долгосрочный

Год и более

Образовательная программа УДО

План работы кружка, секции

Этапный (средней перспективы)

Конкретный временной отрезок менее года

План просветительных лекций на полугодие

Краткосрочный

Часть периода, этапа (на месяц, неделю)

План «Декады помощи ветеранам»

План «Недели птиц»

Оперативный

План на день

План «Дня здоровья»

План экскурсионного дня

3) В зависимости от субъекта планирования: индивидуальный и коллективный. Необходимо различать планы работы отдельного педагога, педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей.

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый из них конкретизирует и уточняет другой. По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.

§3. Планы работы в учреждениях дополнительного образования

Изучение практического опыта показало, что в образовательных учреждениях составляются следующие виды планы:

1. Перспективный план работы образовательного учреждения на учебный год.

2. Перспективный план работы педагога, включающий разделы:

· план воспитательной работы;

· план методической работы;

· план работы кабинета;

· план работы с родителями;

· план работы кружка, секции и т.п.;

3. Календарные планы на полугодие или четверть (триместр).

4. Рабочие, ежедневные планы работы педагога.

Перспективный план может иметь разную структуру, главное, чтобы он был удобен для работы и оперативной корректировки. Может быть предложена следующая структура плана:

1. Анализ работы за истекший период.

2. Задачи работы на новый учебный год.

5. Сроки и формы контроля (рефлексии).

Работа над планом начинается с определения главной цели и основных задач педагогического процесса на основе анализа достигнутых ранее результатов. Работа планируется с учетом плана работы всего образовательного заведения и отражает различные направления деятельности педагога.

Календарные планы на конкретный период могут иметь текстовую форму и форму таблицы. Основными требованиями к календарно-тематическому планированию (КТП) можно назвать:

· конкретный срок (неделя или дата);

· основной вид деятельности (тема, форма, метод, прием, условия, средства и т.д.);

· задача для данного отрезка времени (планируемый результат: знаниевый, воспитательный, предметный и т.п.).

Календарный план должен быть согласован с перспективным планом по целям и планируемым результатам. При необходимости вносятся корректировки с учетом изменившихся обстоятельств.

Рабочие (ежедневные) планы. Подобные планы составляются педагогами на основе календарно-тематического планирования. В ежедневном плане работы конкретизируются все режимные моменты с указанием содержания планируемых мероприятий и планируемых результатов (степень реализации поставленных задач). В нем дается краткая схема проведения занятий и их содержание.

Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий, комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки. Следует перечислить методические пособия, технические средства, которые будут использованы в работе с воспитанниками.

§4. Технология составления планов

План - важная предпосылка успеха в педагогической деятельности, если он является итогом коллективного совместного творчества, когда в основе планирования лежит тесное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Поэтому педагогу необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен ему самому, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.

Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс, но эффективность обеспечит наличие следующих этапов этой деятельности:

1) Подготовительный - определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета.

2) Аналитический - анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа.

3) Моделирующий - целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени.

4) Заключительный (оформительский) - выбор структуры плана и его оформление.

Опишем общий алгоритм планирования, который подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Эффективность планирования обеспечивается его непрерывностью, тогда предлагаемый алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (планировании дня, конкретного дела). Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить в виде следующих шагов:

1. Определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?

2. Определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.).

3. Структурирование предмета планирования, которое помогает сделать план конкретным, реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства и способы работы. Планируемое необходимо разделить на возможные составные части: выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки, продумать формы и отобрать средства деятельности. То есть представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное.

4. Анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.). Необходимо знать условия, в которых будет осуществляться деятельность; специфику детского коллектива и собственный уровень профессионализма. В результате анализа должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, отправная точка для моделирования деятельности.

5. Целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге. Полезно на этом этапе воспользоваться методом иерархии целей и предварительно составить схему «Дерево целей», где все задачи будут вытекать из основной цели.

6. Выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи.

7. Распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

8. Оформление (написание) плана.

В различных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это зависит от опыта, знаний и умений того, кто планирует, и от условий, в которых протекает процесс планирования (традиции образовательного учреждения, требований администрации и др.).

В современной литературе по стратегическому менеджменту дано много определений стратегического планирования, но наиболее точным и полным я считаю следующее: «Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации, анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально-экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем» (19, с.195)

Вообще, сущность стратегического планирования можно свести к поиску ответов на следующие вопросы:

1. Каково настоящее положение образовательного учреждения?

2. Какова стратегическая ситуация, в которой оно находится?

3. В каком положении руководство образовательного учреждения хочет видеть его в будущем?

Условно, процесс стратегического планирования можно изобразить в виде логической цепочки вопросов:

1. Чем наше ДОУ отличается от других? В чем его особенность, предназначение в социуме? (ответ на эти вопросы помогают сформулировать видение, миссию, ценности образовательного учреждения)

2. С какими проблемами ДОУ сталкивается на этом пути? (ответом на этот вопрос является анализ среды ДОУ)

3. К достижению каких целей стремится? Какими ресурсами для этого располагает? (составляется стратегический план)

4. Как добиться реализации стратегических целей? (создаются целевые программы, проекты, оперативные планы)

5. Как организовать педагогический коллектив для реализации намеченного? (формируются эффективные педагогические команды)

Представленная логика достаточно полно отражает сущность, алгоритмичность стратегического планирования образовательного учреждения.

Видение и миссия образовательного учреждения.

Миссию называют «визитной карточкой» учреждения, она должны быть четкой, понятной для всех участников образовательного процесса и тех, кто может воспользоваться образовательными услугами учреждения. Миссия должна определяться с учетом интересов воспитанников, их родителей, сотрудников, заказчиков, социальных партнеров. Миссия отражает смысл существования образовательного учреждения, она уникальна, альтруистична, неординарна.

Наличие яркого, обоснованного, стимулирующего к действиям видения, рассматривается, как основа и условие успеха выработки стратегических планов деятельности образовательного учреждения. «Видение - это сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внешних и внутренних условий; образ наилучшего, наиболее совершенного состояния школы» (33, с.11).

Миссия не формулируется в один момент, руководитель не может и не должен один обдумывать эти идеи, в разработку миссии должны быть вовлечены представители всех групп участников образовательного процесса: педагоги, родители, социальные партнеры, вышестоящие организации. В процессе формулирования миссии выделяют три этапа: подготовка, формулирование и развитие (33, с.12). Содержание деятельности каждого этапа представлены во многих исследованиях по стратегическому менеджменту.

Аналитический этап разработки стратегического планирования

Для осуществления успешной деятельности на рынке образования образовательному учреждению необходимо научиться отслеживать и прогнозировать все изменения внешних и внутренних условий. Своевременно принятые меры помогут образовательному учреждению, избежать некоторые проблемы или выгодно использовать сложившуюся ситуацию. Анализ среды является сегодня важнейшей составляющей стратегического управления.

В ходе сопоставления того, что есть, с тем, что должно быть в будущем, необходимо зафиксировать обнаруженные разрывы между реальными и желаемыми результатами. Эти разрывы принято называть проблемами. Поэтому метод, нацеленный на выявление таких разрывов, называют методом проблемного или проблемно-ориентированного анализа.

Формирование стратегического плана образовательного учреждения.

Но прежде, чем приступать к разработке плана стратегических мероприятий коллектив и руководитель должны очень четко представлять, что планируется достичь, т.е. должны быть определены стратегические цели. Определение цели - важный этап планирования, т.к. достижению целей будет подчинена вся деятельность образовательного учреждения.

Определение цели является решающим моментом стратегического управления. «Цель - это желаемый и заранее определяемый результат, который формулируется после миссии. Миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность соответствовала его миссии, а с другой - отсекает» второстепенные цели» (33, с.35)

В зависимости от характера и содержания миссии, результатов анализа среды образовательное учреждение устанавливает свои цели.

Далее наступает самый ответственный период работы по стратегическому планированию - продумывание того, как реализовать стратегию. Если стратегия образовательного учреждения носит системный и глубокий характер, то её реализация предполагает серьезную перестройку всего ОУ, введение новых подходов к её функционированию, изменение качества образовательной системы, её ресурсного обеспечения и т.п.

Оперативное планирование нацелено на решение конкретных проблем, а это возможно только в том случае, когда существуют определенные механизмы. В качестве таких механизмов могут быть использованы проекты и целевые программы. Работа по целевым программам предполагает участие в их реализации всего коллектива, при этом общий результат зависит от качества и точности выполнения работ на каждом конкретном уровне.

Таким образом, особенностью программ является результативность: конкретный планируемый продукт должен быть не только получен, но и «измерен» на степень соответствия целевым установкам. Разработка показателей и индикаторов результативности - обязательный элемент планирования и прогнозирования в рамках оперативного плана.

«Планирование (стратегическое) как процесс непрерывного переформулирования целей учитывает постоянно меняющиеся обстоятельства и состояние ресурсов (финансовых, человеческих и пр.) Организация такого процесса и есть одна из главных задач руководителя в рамках стратегического планирования» (39, с.115).

Создание эффективной команды в процессе разработки и реализации стратегического плана.

Итак, составлена миссия, определено видение образовательного учреждения, сформулированы цели, проанализировано исходное состояние дел, разработана стратегия, план её реализации, но не хватает самого главного для достижения успеха - круга единомышленников, которые разделяют ценности и цели, которые профессионально компетентны в реализации поставленных задач, тех, кто в согласованной работе, сможет обеспечить осуществление планов и программ. Любой руководитель стремится создать свою команду, управлять дееспособным коллективом.

Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения

Программно-целевой метод в теории управления образованием стал разрабатываться значительно позднее, чем в теории социального управления. Феномен состоит в том, что только в недавние годы значительное число людей, отвечающих за управление предприятием, осознало ту простую истину, что для того, чтобы цели могли стать источником действия, они должны быть ясными и понятными для тех, кто их осуществляет» (44, с.19)

Актуальными стали программы развития образовательных учреждений. Осуществление программно-целевого управления закономерно обусловило позитивные изменения в практике образовательной системы.

Программы развития образовательных систем, определяют:

Исходное состояние развиваемой системы, основные предпосылки её развития;

Образ желаемого будущего состояния этой системы, выраженного в виде генеральной цели программы, и системы целей, основных задач управления;

Состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему; целевые показатели, раскрывающие конечные результаты программы;

Данные о ресурсах, необходимых для выполнения мероприятий и о сроках их осуществления;

Оценку результативности мероприятий и их эффективности (15, с.45).

Программы развития образовательных учреждений ориентированы на стратегию системных изменений, т. е. предполагают полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологию и т.д.), все структуры.

Программы развития существенно отличаются от других видов программ. Эти отличия связаны со стратегическим характером программы:

С их ярко выраженной ориентацией на учёт состояния и прогнозирования тенденций изменения внешней среды образовательного учреждения, адресуемого ему образовательного заказа;

С ярко выраженной инновационной направленностью программы развития (другие программы основное внимание уделяют вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования учреждения);

С прогностичностью, направленностью на будущее;

С опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;

С использованием при разработке этого документа специальной структурированной технологии.

Под программой развития образовательного учреждения понимается важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности принявшего за основу программно-целевую идеологию развития (16, с.34).

Основное предназначение программы развития - быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива образовательного учреждения на достижение целей его развития.

«Основные функции управления – планирование»

Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

Планирование – принятие управленческих решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью, заключается в определении ближайшего и перспективного развития педагогической системы .

Планирование – подробное расписание деятельности организации на определенный период времени.

Планирование как функция управления направлено на снижение эффекта неопределенности деятельности организации, а также на обозначение путей достижения поставленных целей.

Цель планирования - в определении механизма согласования действий субъектов управления, содержания и сроки их деятельности, обеспечивающих реализацию организационных задач.

Выделяют два вида планирования:

  1. Телеологический - жесткое планирование «сверху» (А.Леонтьев, С. Струмилин)
  2. Генетический - на основе особенностей организации, ее потребностей и возможностей

(В.Громан, в.Базаров).

Особенности планирования.

  1. Планирование призвано придать чёткую направленность, устремлённость деятельности образовательного учреждения;
  2. Планирование на основе анализа и прогноза призвано смоделировать образы желаемого будущего состояния школы и её результатов;
  3. Целеполагание в планировании опирается на внутренние, происходящие в сознании субъектов управления процессы формирования образа цели – процессы целеобразования;
  4. Планирование призвано определить средства достижения цели, их состав и логическую структуру, последовательность, необходимые ресурсы и условия, исполнителей и их взаимодействие, сроки; определить содержание, методы, средства, формы предстоящей работы и её промежуточные результаты
  5. Планирование призвано определить стандарты деятельности, требования, критерии и показатели оценки;
  6. Планирование призвано создать условия для образовательной и управленческой деятельности.

Для успешной работы план должен обладать

следующими характеристиками:

  1. Целенаправленностью (пригодным для достижения той цели, ради которой он создан);
  2. Единством (цели каждой подструктуры составляющей план должны быть прочно спаяны вместе и отвечать целям всего образовательного учреждения);
  3. Непрерывностью (опора как на краткосрочное, так и долгосрочное предвидение);
  4. гибкостью (возможностью адаптироваться в случае изменения условий);
  5. Точностью (достаточная детализация);
  6. Прогностичностью (возможность прогнозировать конечный и промежуточный результаты);
  7. Экономичностью (его составление, использование должно облегчать, а не затруднять достижение целей, задач).

В основе любого планирования лежат следующие принципы:

  1. Учёт конкретных педагогических условий , возрастного состава детей, воспитанников, обучающихся и уровня их развития;
  2. Взаимосвязь процесса воспитания и обучения ;
  3. Регулярность, последовательность и цикличность воспитательных воздействий.
  4. Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Как правило, люди скорее и охотнее выполняют те задачи, которые сами себе поставили, чем «спущенные сверху», поскольку они им ближе и понятнее.
  5. Непрерывность- в соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.
  6. Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
  7. Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требует соблюдения такого принципа как согласование планов. Он реализуется путем их координации и интеграции. Координация осуществляется «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция – «по вертикали», между выше- и нижестоящими.
  8. Важным принципом планирования является экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.
  9. Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.
  10. Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.
  11. Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.
  12. Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.

Задачи планирования :

  1. Обеспечить выполнение решения государственных органов по вопросам воспитания и обучения;
  2. Обеспечить реализацию государственных образовательных стандартов;
  3. Вычленение главных узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;
  4. Определение конкретных методических, образовательных, воспитательных мероприятий, сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
  5. Воспитание ответственности каждого члена коллектива.

В процессе планирования необходимо решить следующие задачи :

  1. Определить, какие результаты вы хотели бы получить в будущем;
  2. Необходимо проанализировать, какие возможности существуют для достижения желаемых результатов;
  3. Необходимо определить состав и структуру будущих действий;
  4. Необходимо уметь предвидеть и оценить последствия запланированных совместных действий.

Виды планирования.

В зависимости от уровня управления различается:

  1. Стратегическое и перспективное планирование – это высший уровень – на 3-5 лет и отвечает на вопрос – что является нашими целями? ;
  2. Тактическое (или текущее) планирование – это средний уровень – 1-3 года и отвечает на вопрос – как достичь наших целей? ;
  3. Оперативное планирование – это нижний уровень – до нескольких месяцев.

Тактическое планирование в ДОУ осуществляется в рамках подготовки годового плана работы. Годовой план - это обязательный документ ДОУ. Он должен быть направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию деятельности всего педагогического коллектива в учебном году, а также включает мероприятия по работе с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом, педагогическому просвещению родителей и совместной работе со школой.

Формы планирования.

  1. Текстовая форма планирования:
  • Описание результатов анализа работы О. за предыдущий период
  • Установление причинно-следственных связей, обусловивших + и –
  • Характеристика сложившейся ситуации в О. на момент планирования
  1. Сетевая форма планирования (сетки, таблицы, циклограммы):
  • Четко отображает объем и структуру решаемой задачи
  • Хорошо прослеживаются взаимосвязи между мероприятиями
  • Эффективно определяет механизм использования ресурсов
  • Позволяет избежать перенасыщенности планов
  1. Графическая форма планирования (графики, диаграммы, гистограммы)

Планирование любого вида плана, как правило, осуществляется

в несколько этапов:

  1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (состояние работы учреждения, уровня сформированности ЗУН, особенности развития детей, обучающихся).
  2. Формулирование целей, задач, предполагаемой деятельности.
  3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана всех заинтересованных подструктур)
  4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.
  5. Обсуждение и коррекция проекта.
  6. Принятие и утверждение плана.
  7. Реализация и контроль его выполнения.

Начинать планирование целесообразно с педагогического анализа . Он поможет выявить сильные и слабые стороны в работе воспитателя, оптимальные из используемых методов и приемов по решению поставленных задач.

Педагогический анализ направлен на целенаправленное изучение воспитательно-образовательного процесса, его объективную оценку, выделение причин, определивших его уровень, результат и выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию работы.

Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи годового плана учреждения. По мнению Л.М. Волобуевой педагогический анализ является действенным орудием воспитания педагогического коллектива, методической подготовки педагога и оказывает сильное и непосредственное воздействие на конечный результат деятельности педагогического коллектива.

Педагогический анализ складывается из трех взаимосвязанных и взаимодействующих его видов: оперативного, тематического и итогового.

Оперативный анализ – направлен на ежедневное выявление основных показателей, характеризующих воспитательно-образовательный процесс, на вскрытие причин его нарушения, а также одновременную выработку рекомендаций по устранению этих причин.

Тематический анализ – направлен на глубокое изучение тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса и выработку рекомендаций.

Итоговый анализ проводится после завершения какого-либо отчетного периода – полугодия, года, летнего периода – и направлен на изучение комплекса основных факторов, повлиявших на результаты деятельности дошкольного учреждения за отчетный период, а так же причин, их породивших.

В основе анализа лежат динамика развития детей, наблюдение педагогического процесса (уровень педагогической компетентности педагогов, созданные условия).

Когда этот этап закончится, необходимо привлечь всех субъектов, весь коллектив к его экспертизе, обсуждению, корректировке в целом.

Именно в этом случае можно снять многие противоречия, дублирование, другие недочеты, происходит мотивация участников планирования на его дальнейшее выполнение.

Важно, чтобы каждый определил свою роль и степень ответственности за выполнение годового плана. Лучше на этом этапе высказать свои сомнения, замечания, а не тогда, когда приступят к его выполнению.

Эффективность планирования достигается при соблюдении

следующих условий:

  1. Знание уровня, на котором находится работа на момент планирования.
  2. Четкое представление об уровне, на который работа должна быть поднята к концу планируемого периода.
  3. Выбор оптимальных путей и средств, которые позволяют перевести работу ДОУ на новый уровень.

Возможности использования различных форм планирования.

Форма планирования,

ее характерис-тика

Преимущества ее использования

Трудности ее использования

Текстовая

Без текстовой формы нельзя оценить полноту, целостность содержания, аналитическую основу, такая форма планирования проста в составлении. Текстовую форму планирования хорошо использовать при краткосрочном планировании, для решения текущих задач на ближайшее время. Чаще к ней прибегают при описании результатов анализа работы за предыдущий период; характеристике сложившейся ситуации в организации на момент планирования.

Она статична, в текстовый план работы проблематично вносить те бесчисленные изменения и дополнения, с которыми сталкивается руководитель в ходе его выполнения, т.к. каждый день что-то меняется, какие-то работы отменяются, какие-то заменяются.

Текстовая форма не дает нам возможности представить одновременно и объемно всю работу, которую должен проделать педколлектив. Она лишает руководителя возможности видеть последовательность и целенаправленность всей спланированной работы.

При использовании такого вида планирования, например, при разработке годового плана, он получается нечитаемым, большим по объему.

Сетевая

Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Она применяется для детального планирования конкретной задачи, выявить и проанализировать взаимосвязь между различными мероприятиями, избежать перегрузки плана, эффективно определить механизм использования ресурсов. Сетевая форма планирования также позволяет отразить регулярно повторяющиеся мероприятия, их объем и решаемую задачу.

Сетевые графики просты в составлении и эксплуатации, но только для тех, кто глубоко знает процесс, который нужно спланировать, и кто приобрел устойчивые навыки в их составлении и чтении. Эффективность применения этого метода зависит от умения составителей плана видеть в перспективе весь комплекс необходимых работ, логическую последовательность и взаимосвязь проводимых мероприятий.

Графическая

Графическая форма планирования отражает содержание работы в виде двухкоординатных графиков. Чаще данная форма используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, день.

При графическом планировании можно проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов, конкретизацию этапов выполнения той или иной задачи

Невозможно оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени, чтобы избежать перегрузок, "столкновения" мероприятий.

Такая форма планирования более сложна и требует больше времени для ее оформления


Подготовка планов работы школы основывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения. Прежде всего это соблюдение требования целевой направленности. Целенаправленность в данном случае понимается как определенная целевая установка, как учет прошлого опыта работы школы, развивающий и углубляющий основные направления работы педагогического и ученического коллективов. Это постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций. Одним из требований выступает перспективность планирования, когда цели требований педагогами и учащимися принимаются, во-первых, как эмоционально окрашенные цели, близкие, понятные, желанные и, во-вторых, как стратегия, намечаемая на длительный срок, но тем не менее реально осознаваемая. В числе требований предъявляемых к планированию, необходимо выделить и такое, как комплексность. Данное требование означает, что в ходе разработки плана предлагается использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи. Соблюдение требования объективности основывается на знании объективных условий деятельности школы, ее материальных, экономических условий, местонахождения, окружающей природной и социальной среды, возможностей педагогического и ученического коллективов.

К сожалению, пренебрежение этими требованиями в работе школы часто приводит к недостаточной аналитической обоснованности, неконкретности, несогласованности в планах различных школьных управленческих структур. Изучение опыта работы школ показывает, что планирование рассматривается подчас как доминирующая функция управления школой. Усилия руководителей школы в таком случае концентрируются в основном на том, чтобы разработать план работы, не обеспечив его в организационном, оценочном отношениях. Поэтому неплохо спланированная деятельность остается нереализованной, так как не приведены в движение основные функции управления. Управленческий цикл, не получив своего развития, угасает - в итоге не достигается поставленная цель.

В практике работы школ разрабатываются три основные вида планов: перспективный, годовой и текущий.

Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может быть, например, такой.

  • 1. Задачи школы на планируемый срок.
  • 2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов.
  • 3. Перспективы обновления образовательного процесса, внедрение педагогических инноваций.
  • 4. Обеспечение школы педагогическими кадрами.
  • 5. Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (ИУУ, курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т.д.).
  • 6. Развитие материально-технической базы и учебно-методического оснащения школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, пополнение книжного фонда библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.).
  • 7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.

Годовой план охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года, и проходит несколько этапов. На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. На втором этапе (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициативная группа по разработке и корректировке структуры проекта плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть) анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На первом заседании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.

Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана.

Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

Примерное содержание годового плана работы школы . Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рассмотрим один из возможных вариантов плана.

  • 1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи за новый учебный год.
  • 2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча. В этой части плана уточняются границы микрорайона школы, количество учащихся, обучающихся в конкретной школе, перспективы увеличения контингента учащихся. Школа планирует ряд мероприятий, направленных на создание необходимых условий для получения детьми основного общего и среднего (полного) общего образования: выполнение положений закона РФ “Об образовании” о гарантиях на получение образования; организация питания детей в школе; оказание материальной помощи детям, не имеющих родителей. Работа по выполнению всеобуча охватывает также круг вопросов, связанных с защитой прав детей, нуждающихся в особом уходе, в организации обучения на дому, в оказании помощи трудновоспитуемых, педагогически запущенным детям. Закон РФ “Об образовании” предоставляет широкие возможности школе по развитию индивидуальных особенностей детей. Поэтому в содержании плана работы педагогического коллектива и родителей предусматривается создание условий для индивидуально-творческого развития детей.
  • 3. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества образовательного процесса. Это наиболее объемный, развернутый раздел плана, который охватывает многообразные стороны деятельности учителей и учащихся: обеспечение качества знаний, умений и навыков - индивидуализация и дифференциация обучения, использование современных форм организации процесса обучения, активных методов обучения. Деятельность школы по организации внеурочной и внеклассной работы, по формированию базовой культуры личности школьников в ее многообразных проявлениях. Деятельность школы по развитию ученического самоуправления, по поддержке детских общественных организаций в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
  • 4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудовых коллективов по воспитанию учащихся. Работа школы по повышению педагогической культуры родителей. Содержание работы этого раздела направлено на утверждение роли школы как организующего центра в совместной работе с семьей и общественностью. Сюда входит работа с родительским коллективом и советом школы, проведение педагогических лекториев, занятий в университете педагогических знаний, общешкольных педагогических конференций, дней открытых дверей для родителей. Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися в качестве руководителей к воспитательной работе с учащимися в качестве руководителей кружков, секций, студий и др. Организация индивидуальной, дифференцированной работы с родителями и т.п.
  • 5. Работа с педагогическими кадрами. Проведение аттестации педагогических кадров, использование средств ЭВТ и информации в школе в оценке уровня профессиональной подготовки, работа школы передового педагогического опыта. Определение содержания деятельности методических объединений учителей-предметников и классных руководителей. Руководство изучением, обобщением и распространением опыта. Оценка и внедрение педагогических инноваций, формирование инновационной среды в школе.
  • 6. Система внутришкольного контроля.
  • 7. Укрепление учебно-материальной базы школы. В течение года планируется проведение инвентаризации материальных ценностей школы, ТСО, учебных пособий. Программа оформления и переоборудования учебных кабинетов. Улучшение работы групп продленного дня и занятий с детьми шестилетнего возраста. Укрепление материальной базы для занятий спортом, туризмом, техническим творчеством. Комплектование фонда школьной библиотеки. Программа текущего и капитального ремонта школы.
  • 8. Организационно-педагогические мероприятия. В этой части плана указываются тематика заседаний совета школы, педагогического совета, производственных совещаний. Распределяются обязанности между администрацией школы, определяется единый режим работы школы, график дежурства по школе, распределяется учебная нагрузка, классное руководство, заведование кабинетов и др.

Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Особенностью планирования как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.

Важность функции планирования в управленческой деятельности отмечалась исследователями и основателями школы научного управления (Ф. Тейлором, Г. Ганнтом, Ф. Гилбертом), которые уделяли большое внимание планированию, указывали на его ключевое значение в управлении. Именно представителем данной школы Г. Ганнтом было введено понятие «календарное планирование».

Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К.Ю. Белая, выделяя среди функциональных обязанностей заведующей и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения их деятельность при планировании воспитательно-образовательной работы и методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения:

  • - определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который ДОУ реально может достичь к конкретно определенному времени;
  • - осуществляет стратегическое планирование - тщательную, систематическую подготовку к будущему;
  • - совместно с коллективом осуществляет разработку и внедрение программ развития и планов работы дошкольной организации.

Определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который дошкольная образовательная организация реально может достичь к конкретно определенному времени.

Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения:

  • - участвует в стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
  • - планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:
  • - предложения в план работы ДОУ;
  • -повышение квалификации воспитателей;
  • - помощь воспитателям в самообразовании;
  • -аттестацию воспитателей;
  • - составление сетки занятий по возрастным группам;
  • - методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
  • - обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
  • - ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
  • - развитие преемственности ДОУ и школы;
  • -совершенствование работы с родителями;
  • -комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками/

При планировании работы ДОУ учитываются:

  • - тип дошкольной образовательной организации;
  • - возможности его материально-технической базы;
  • - кадровый состав, его профессиональные возможности;
  • - перспективы развития педагогического коллектива.

Принципы планирования:

  • - комплексный подход к планированию;
  • - конкретность плана;
  • - реалистичность, выполнимость плана (не перегружать);
  • - сочетание оптимальных форм, средств, методов работы;
  • - нацеленность на конечный результат;
  • - опора на участие каждого сотрудника.

Планирование предполагает, прежде всего, определение целей и задач, стоящих перед ДОУ.

Цели развития ДОУ рассматриваются как системообразующий фактор, определяющий содержание её деятельности и результат работы.

Важность определения целей ДОУ вытекает из многообразия их функций:

  • - отражение общей идеи функционирования и развития ДОУ;
  • - основа планирования работы ДОУ и основа принятия управленческих решений;
  • - мотивирование деятельности сотрудников детского сада;
  • - главный критерий, стандарт для осуществления контроля за ходом работы и оценки конечных результатов.

Ряд современных авторов, работы которых посвящены управлению дошкольным образованием (С.А. Езопова, Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, Л.М. Денякина и др.), определяют следующие задачи планирования в дошкольном образовательном учреждении:

  • -обозначение направлений деятельности ДОУ на основе изучения потенциала учреждения и окружающего социума;
  • -определение желаемых результатов работы дошкольного учреждения, на достижение которых направлена планируемая деятельность;

Выявление средств (ресурсов) дошкольного учреждения, обеспечивающих достижение поставленных целей;

Разработка стандартов осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов.

1. Определение изначального, «стартового» уровня состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении на момент начала планирования.

Для этого могут понадобиться изучение и анализ как состояния внутренних ресурсов ДОУ, результатов предыдущей деятельности, так и тех внешних условий сложившегося социума, в которых будет протекать последующая деятельность. При этом тщательность педагогического анализа исходного состояния деятельности дошкольного образовательного учреждения окажет прямое влияние на реальность планов, возможность их реализации;

2. Описание ожидаемых результатов деятельности по окончании реализации планов, от конкретности которого зависит степень реализации планов

При этом необходимо учитывать, что планы реализуются людьми в быстро меняющихся условиях окружающей среды. В связи с этим, скорее всего, полученные результаты деятельности не будут полностью соответствовать запланированным. Поэтому, определяя результаты и осуществляя контроль за их достижением, руководителю необходимо помнить о гибкости (пластичности) плана, возможности его оперативной корректировки;

Выбор оптимальных путей и средств, позволяющих достичь запланированных результатов. Определяя содержание плана, то есть мероприятия, участников, ответственных, сроки исполнения, не следует перегружать его большим количеством мероприятий в ограниченные сроки;

Включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения. Выполнение этого условия способствует:

Повышению у педагогов личной заинтересованности в реализации разработанных планов;

  • - получению педагогами более широкого представления о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • - более глубоким аналитическим основаниям планирования;
  • - определению рабочих взаимоотношений в коллективе в реализации разработанных планов;
  • - развитию активности и организаторских способностей педагогов ДОУ и созданию положительного микроклимата.

Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов.

В теории управления различают следующие виды планирования в зависимости от временного периода осуществления:

  • - стратегическое (долгосрочное);
  • - тактическое (среднесрочное);
  • - оперативное (краткосрочное).

Все перечисленные виды планирования присутствуют в дошкольном образовательном учреждении.

Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще всего 3-5 лет) и имеет целью определение магистральных направлений развития дошкольного образовательного учреждения исходя из внешних и внутренних условий его деятельности.

Первым этапом подготовки стратегических планов является анализ окружения и внутреннего потенциала ДОУ.

Второй этап предполагает определение миссии и ключевых целей ДОУ.

Третий этап заключается в разработке стратегии развития ДОУ.

Таким образом, в результате стратегического планирования создается Программа развития дошкольного образовательного учреждения, в которой определяются его исходное состояние и потенциал, миссия и стратегические цели и вырабатывается стратегия дальнейшего его развития. Подробнее о некоторых подходах к разработке Программы развития дошкольного образовательного учреждения будет рассказано в следующей главе.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочный период (1-3 года). Тактическое планирование в дошкольном образовательном учреждении реализуется в рамках подготовки годовых планов работы и планов основных подразделений. Рассмотрим этапы годового планирования работы дошкольного образовательного учреждения.

Первый этап - анализ итогов работы ДОУ на предыдущем этапе.

  • -достигнутый уровень решения задач, его количественная и качественная характеристика;
  • - анализ результатов деятельности коллектива по решению задач, - положительных и негативных сторон его деятельности;
  • - выявление причин, вызвавших недостатки в работе, сбои в реализации планов;
  • - выбор путей решения проблем, которые будут положены в основу нового цикла планирования.

Второй этап - определение основных целей ДОУ на последующий период планирования, их ранжирование.

Исходя из результатов анализа и стратегических планов, определяются цели и основные направления дальнейшей работы на краткосрочный период.

Третий этап - определение мероприятий, позволяющих достичь, поставленные цели. Мероприятиями по достижению целей называется совокупность средств, способов, действий по реализации деятельности образовательного учреждения.

На данном этапе конкретизируется содержание деятельности на планируемый период; определяются исполнители и ответственные за его реализацию, механизм координации их действий; ресурсы для осуществления плана.

Четвертый этап - обсуждение и утверждение плана на заседании педагогического совета ДОУ.

Таким образом, тактический (среднесрочный) план позволяет определить конкретные цели деятельности организации и средства для их достижения. Он показывает не только то, что необходимо достичь, но и то, как это можно сделать. В дошкольном образовательном учреждении к тактическому планированию можно отнести процесс разработки Годового плана ДОО. Различные подходы к годовому планированию и примеры Годовых планов дошкольных образовательных учреждений приведены ниже.

На основе тактического плана разрабатывается оперативный план работы сотрудников организации. Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (как правило, охватывает период до нескольких месяцев).

Оперативные планы, составляются на основе тактических и включают в себя конкретное содержание работы по дням. Данный вид планирования практически осуществляется каждым квалифицированным сотрудником организации. К оперативным планам в дошкольном образовательном учреждении относятся планы воспитательно-образовательной работы в группе.

Таким образом, планирование - это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели будут достигнуты; это разработка системы предстоящей деятельности, процедура формулирования целей и задач деятельности.