Шелкография технология производства. Шелкография технология (схематично-поверхностно)

Шелкография - вид печати, при котором нанесение краски на материалы происходит путем продавливания по трафарету через специальную сетку, имеющую очень мелкую ячею (шелк – отсюда и название).
Основные преимущества шелкографии - возможность печати малых тиражей, красочность (сочность изображения), возможность нанесения практически на любые поверхности, низкая себестоимость оттиска, простота работы.
У шелкографии, как у любого производства, хорошая рентабельность. Например, себестоимость всех затратных материалов для печати на 100 штуках полиэтиленовых пакетов составит около 12 копеек за экземпляр, заказчику это обойдётся в 5 –10 рублей, в зависимости от вашего аппетита и цен у конкурентов, если таковые имеются. Средняя рентабельность данного бизнеса составляет, в зависимости от тиража, от 500 до 5000 % !
Возможности шелкографии огромны, некоторые виды печатных работ нельзя сделать никаким другим способом.
Предлагаемая книга содержит:
1. чертежи, схемы и подробное описание изготовления несложных приспособлений. Затраты на изготовление и покупку необходимых для этого материалов составят не более 3-5 тыс. руб. Аналогичное импортное оборудование стоит несколько тысяч долларов;
2. содержит рецептуру самостоятельного изготовления расходных веществ и компонентов, которые заменят импортные аналоги. Это снизит себестоимость вашей продукции на порядок.
3. подробное описание технологии работы на станке ручной трафаретной печати (создание печатной формы, оптимальные методы работы, секреты и нюансы, выработанные и основанные на практическом опыте);
4. адреса производителей расходных материалов – сетки, краски. Цены, условия покупки и доставки;
Для работы вам потребуется помещение от 12 квадратных метров (необходимо наличие 220 В и воды).
С помощью данной технологии, Вы овладеете всеми секретами производства и сбыта, обзаведетесь постоянными клиентами, Ваш доход составит до 100 тысяч рублей в месяц.
Содержание книги - подробнее

1) возможности ШЕЛКОГРАФИИ
2) с чего начинать
3) начальные вложения
4) краткое описание технологии
5) печатный ракель
6) печатная рамка
7) сито, устройства для натяжки сита
8) готовим фотоформу
9) начинаем изготовление печатной матрицы
10) засветка-экспонирование
11) проявляем трафарет
12) устройство вакуумного стола
13) варим эмульсию сами, рецепты эмульсии
14) ретушируем матрицу перед печатью
15) подготавливаем рамку для печати
16) краска, тонкости, советы, секреты
17) начнем печатать?
18) борьба с "пилой"
19) борьба со статическим электричеством
20) растровые,полутоновые картинки
21) печатаем полноцвет 1
22) печатаем полноцвет 2
23) совмещение цветов при печати
24) эффект цветного перелива
25) регенерация - востановление сита, смывка матриц
26) заменители фирменных расходных
27) устройство и виды сушилок
29) краска, готовим сами
30) другие сложности при печати
31) немного о регенерации сеток
32) печать на воздушных шариках
33) самодельные эмульсии 2
34) приспособление для натяжки сита
35) другое приспособление для натяжки сита
36) печатаем на компакт дисках
37) наш ответ "KIMOTO"

ТЕРМОТРАНСФЕР:
38) возможности термотрансфера
39) технология термотрансфера
40) возможности термопленочной технологии
41) описание термопленочной технологии
42) расчеты на технологию термопленок, цены
43) аппликация на ткань

ТЕРМОПОДЪЕМ
44) возможности термоподъема
45) наша разработка по термоподъему

Шелкография

(Практическое пособие по шелкографии)

Шелкография - это такой способ печати, при котором краска наносится с помощью сетки из шелка, капрона или другого материала, в результате чего получается выпуклый рисунок на различных по форме и материалу поверхностях.

Сейчас шелкография применяется повсеместно. С ее помощью наносятся логотипы и фирменная символика на сувенирную продукцию, рисунки на текстильные изделия и бумагу, пластик и ткани, изготавливаются визитки и этикетки, конверты и папки, бланки и буклеты.

Шелкография - универсальная технология печати, она позволяет печатать изображение любого количества цветов (количество сеток должно быть равно количеству цветов в рисунке), на материалах практически любого типа, формы и размера. Можно печатать на пластике, бумаге, картоне, стекле, тканях и текстиле - на чем угодно.

Искусство шелкографии идет с древних времен. Само название «шелкография» (serigrafia ) произошло от греческого seri (шелк) и grafia (писание, изображение). Судя по всему, либо первые сетки для шелкографии изготавливались из шелка, либо изначально эта технология печати была предназначена для нанесения изображения на шелковые ткани. Именно поэтому традиционно считается, что родина шелкографии - Китай (в Китае производство шелка началось за 1200 лет до новой эры). Вот только подтверждения этому предположению нет. Более того, некоторые ученые считают, что шелкография в Китае не могла зародиться принципиально, так как шелк был вовлечен в эту технологию печати почти через два с половиной тысячелетия.

Существует гипотеза, которая помещает родину шелкографии поближе к Средиземному морю, в область между Месопотамией и Финикией. И даже более конкретно - в Финикию (территория современного Ливана).

Не одна шелкография как бы «повисает в воздухе», не имея документально подтвержденных корней - неизвестно ни место рождения этой технологии, нет и того, что современные изобретатели называют аналогами и стереотипами (то есть, что являлось предтечей технологии, на какой базе она возникла - непонятно). К таким же таинственным достижениям относятся некоторые памятники исчезнувших культур - пирамиды и рисунки в древних городах майя, остатки культуры коренного населения Тайваня и так далее.

Шелкография - такая же сказка, как и странные рисунки майя и тайваньцев. Возникновение технологии вызывает вопросы у историков, зато разнообразные производства используют ее, не задаваясь излишними размышлениями. Тем более, что современная технология шелкографии не имеет ничего общего с первоначальной. Та лишь обозначила возможность своеобразной множительной системы повторения изображений.

Ближе всего к современному искусству шелкографии методы украшения доспехов самураев, применявшиеся в Японии в 1185-1333 годах. Так что каждый раз, беря в руки майку, украшенную по методу шелкографии, можно считать ее облачением современного воина. А заодно и поразмышлять о бренности всего земного и неизбежной трансформации: от доспехов самураев, элитных воинов Японии, к обычным хлопчатобумажным майкам.

Практическое пособие составлено по публикациям Андрея Баркова, Захара Акулова, Артёма Насонова, Павла Курагина, Николая Литвинова, а также книг и журналов по Полиграфии и Шелкографии.

Шелкографией в полиграфическом деле называется техника воспроизведения графической и текстовой информации в одном или нескольких цветах с применением трафаретной формы, которую пропитывает пигмент и затем попадает на материал основы. Для этого метода в типографиях используются формы, представляющие собой сетки, сделанные из нейлоновых или металлических нитей. Шелкография распространена при изготовлении настольных календарей, сувенирной продукции, эксклюзивных визитных карточек, фирменных упаковочных материалов, ежедневников и многого другого. Для лучшего понимания причин популярности технологии имеет смысл рассмотреть основные этапы ее применения.

Суть метода шелкографии

Как и в старину — а трафаретная печать и, в частности, шелкография начали использоваться очень давно — работники типографий при выборе заказчиком этой техники продавливают ракелем чернила через мелкую форму-сетку, заставляя их переходить на носитель изображения. Прежде печатные формы изготавливались из натурального шелка, сегодня производители выбирают более прочные и дешевые материалы синтетического происхождения.

В зависимости от того, сколько нитей предусмотрено в форме на единицу площади, их толщины, давления на ракель и степени его эластичности, мастер получает на запечатываемом материале слои разной плотности — от полупрозрачных до кроющих с плотностью порядка 35-35 г/кв.м. Результатами умелого пользования формами становятся красивые декоративные эффекты, которые невозможно получить из-под принтеров, дающих плоские изображения.

Чтобы картинка, которую предполагается перенести на носитель, перешла на трафаретную форму, на последнюю наносится фотоэмульсионный состав, полимеризующийся под УФ облучением. Отвердевшие участки отталкивают воду и не пропускают краску, а оставшиеся незасвеченными впоследствии легко отмываются от эмульсии и продолжают представлять собой сетку. Собственно, перенос изображения выполняется контактным способом: ракель с силой проводится по трафаретной форме, прижатой к запечатываемому материалу и заставляет краску переходить на изделие через незаполненные отвердевшей эмульсией места.

Преимущества шелкографии

Плюсы этой технологии напрямую связаны с ее этапами, и одним из главных преимуществ можно назвать возможность получения слоев пигмента с разной толщиной .

Шелкографию часто предпочитают цифровой и офсетной печати тогда, когда предполагается работа с фактурными материалами и готовыми изделиями, которые невозможно «пропустить» через принтер по причине их объемности. Метод эффективен при печати на дереве, керамике, матовом пластике, оргстекле, текстильных материалах, художественном картоне с металлизированной, бархатной, льняной и другой фактурой. Чтобы получить красивый результат, полиграфистам достаточно воспользоваться краской, предназначенной для конкретного материала. Нанесение высококачественных светлых изображений на темные поверхности — еще один плюс шелкографии. Причем переведенный на материал основы светлый пигмент остается сочным, плотным и ярким, открывая практически неограниченные возможности для декорирования.

Трафаретная печать — метод, позволяющий работать со специализированными чернилами типа «металлик» , которые выглядят непрезентабельно при тонком полупрозрачном нанесении, свойственном цифровым принтерам и офсетным машинам. Впечатляюще выглядят при данной технологии запечатывания и флуоресцентные краски, наносимые толстым слоем и неизменно притягивающие взгляды.

Трафаретное лакирование

Технологией, тесно связанной с шелкографией, является трафаретное лакирование — прицельное и сплошное, дающее возможность получать интересный и необычный декор.

При выполнении сплошного лакирования покрытым твердеющим составом оказывается весь оттиск. Это оправдано при изготовлении обложек для меню, брошюр, каталогов и другой рекламной периодики, от которой ожидается не только красочность, но и долгий срок службы. Для создания сплошного покрытия применяются прозрачные глянцевые составы и лаки с матовым финишем, дающие интересный на вид и приятный на ощупь слой.

Выборочное лакирование иногда используется для выделения значимых или декоративных элементов на внутренних листах печатной продукции. Для акцентирования внимания на декоративных элементах полиграфисты предлагают заказчикам не только бесцветные, но и глиттерные, и тонированные лаки, делающие оформляемый продукт уникальным и воспринимаемым не только визуально, но и тактильно.

Пигменты и лаки, применяемые в технике шелкографии, накладываются на материал толстыми слоями, ввиду чего перед типографиями встает проблема сушки продукции по окончании производственного цикла. Для полного высыхания составов иногда требуется несколько часов пребывания изделий в проветриваемых помещениях, поэтому исполнение срочных заказов на шелкографию и трафаретное лакирование готовы предложить только те студии, которые располагают более дорогостоящими, зато быстросохнущими расходными материалами.

Трафаретная печать или шелкография в домашних условиях - это способ нанесения рисунка на разные поверхности методом продавливания краски через специальную сетку. Технология предусматривает перенос изображений на ткани, канцтовары, посуду, полиэтиленовые пакеты и пр. Никаких сверхсложных манипуляций и дорого оборудования не нужно.

Делать шелкографию дома выгодно, потому что это:

  • ручная работа (всегда актуальная и ценная);
  • нет ограничений в видах изображений;
  • яркость и красочность рисунка;
  • широкий выбор материалов - бумага, пластик, ткань;
  • низкая себестоимость;
  • простота технологии;
  • компактность - не нужны отдельное помещение и громоздкое оборудование.

Приспособления для шелкографии занимают минимум места

Сетка для шелкографии

Качество шелкографии зависит от печатной формы, а именно - от ее основы (сетки). Она бывает:

  • Полиэфирной. Используется при печати водными, пластизольными, сольвентными красками. Отличается и вид плетения: холщовые (1:1 - одна нить к другой) и саржевые (2:1 или 2:2). Первые используются чаще.
  • Стальной. Применяется исключительно при работе с термопластичными красками.

Сетки бывают белыми и окрашенными в желтый цвет. Последние обеспечивают максимальную четкость рисунка с подробной детализацией.

Белые и желтые сетки для шелкографии

Обратите внимание на линиатуру. Она присутствует в маркировке. К примеру, маркировка на сетке «№120-34» означает, что размер линиатуры - 120 линий на сантиметр, а 34 - это диаметр нити. Чем выше первый параметр, тем тоньше сетка.

Сетчатое полотно делят на категории в зависимости толщины нитей. Каждая категория обозначается своей буквой (стоит рядом с номером: S, М, Т, HD - от легкой до самой тяжелой). Полотно с толстой нитью прочнее, его натягивают с большим усилием. Толщина нити влияет на то, какое количество краски пройдет через сетку.

При работе с толстым полотном края рисунка теряют четкость. Могут появиться зазубрины. Выбирайте тонкие сетки для мелких изображений.

Рама для шелкографии

Трафаретные рамы используются не только в типографиях, но и в домашних условиях. К ним предъявляют такие требования:

  • многократность использования - в целях удешевления печати;
  • химическая устойчивость - при смывке и нанесении фоточувствительного слоя и краски неизбежен контакт с рамой;
  • жесткость - рамы изготавливают из жесткого, устойчивого к скручиванию и деформации изгиба материала;
  • небольшой вес - рама должна быть легкой, мобильной.

Самые простые трафаретные рамы для шелкографии делают своими руками из прямослойного дерева. Они легкие, дешевые, но чувствительные к воздействию влаги.

Альтернатива - алюминий. Он недорогой, легкий, позволяет достичь необходимого натяжения. Рама из алюминия не подвержена химическому воздействию реагентов, которые используются в шелкографии, подходит для многократного использования, сохраняет геометрию.

Готовые к использованию деревянные рамы

Трафарет без экспонирования и эмульсии

Еще один способ изготовления трафаретов для шелкографии - с применением термопресса. Его разработали американцы. Будет нужен лазерный принтер. Начинайте с распечатки нужного изображения на обычной ксероксной или офсетной бумаге . Печатайте в черно-белом цвете.

Теперь кладите распечатку лицевой стороной на подготовленную трансферную бумагу и отправляйте в термопресс. Потребуется 20 сек. при температуре 110 ०С - изображение с распечатки перенесется на трансферную бумагу .

Ее надо разместить на рамке лицевой стороной вниз и снова положить в термопресс. Этот этап длится полминуты. Рабочая температура - 180 ०С. Трафарет готов.

Так выглядит термопресс

Нанесение рисунка на ткань

Понадобится сетка, рама и краска. При наличии художественного таланта рисунок создают с помощью кисточки, при отсутствии - на компьютере. Новичкам в шелкографии рекомендуем начинать с крупных сплошных изображений, то есть без мелких деталей и сложной геометрии.

Шаг 1. Выбор изображения. Рисунок при трафаретной печати дома может быть любым: логотип, картинка, надпись. Его рисуют или находят в интернете и затем распечатывают на принтере.

Шаг 2. Можно взять готовую рамку с сеткой или натянуть ее самостоятельно, закрепив края строительным степлером. Нужно дополнительно проклеить их бумажной лентой или изолентой - краска не будет растекаться.

Шаг 3. Рамку покрывают фотоэмульсией. Это состав, чувствительный к свету, - потребуется темное помещение. Его наносят сверху вниз, тщательно прорабатывая каждый участок. Рамке дают время высохнуть в горизонтальном положении - примерно 1-3 часа (время зависит от толщины слоя).

Шаг 4. Подсохшую сетку накрывают лоскутом темной ткани. Это защита от засветки. Рамку с сеткой размещают на подставке, лицевой стороной по направлению к источнику света.

Шаг 5. Следующий этап шелкографии на дому - подготовка образца для оттиска. Берут изображение так, как нужно перенести на изделие, переворачивают и размещают на рамке.

Шаг 6. Теперь понадобится прозрачное стекло - с его помощью рисунок прижимают к сетке. Можно включить свет. Для сетки 60х60 см потребуется в среднем 35 минут с лампой 150 Вт, удаленной от изображения на 45 см. После этого на трафарете появляется едва заметный отпечаток.

Шаг 7. Трафаретный рисунок должен быть светонепроницаемым. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на него, направив на источник света. Если лучи проникают через картинку, качество будет хромать. Потребуется распечатать еще одну копию и наложить на первую. Другой вариант - закрасить образец маркером.

Шаг 8. Теперь нужно промыть рамку теплой водой. По мере вымывания фотоэмульсии оттиск будет становиться все более выраженным - трафарет готов.

Шаг 9. Подготовленный трафарет кладут на изделие. Рамка с сеткой внешней стороной должна соприкасаться с рабочей поверхностью. Если это ткань, для удобства под низ подкладывают что-то твердое и ровное.

На трафарет выкладывают краску и равномерно распределяют ее при помощи резинового скребка. Чем сильнее надавливать на скребок, тем четче будет рисунок. Нужно учитывать, что высохнув, краска приобретет более темный оттенок.

Шаг 10. Готовое изделие высушивают. Для закрепления изображения ткань проглаживают утюгом.

Краска не должна разрушать материал трафарета. Выбирайте ту, что сохнет не быстрее, чем идет печатный процесс.

Картинка получается яркой и полноцветной

Процесс шелкографии по ткани показан на видео:

Итоги

  • Шелкография на ткани возможна в домашних условиях: она проста и малозатратна.
  • Технологию используют при создании уникальных футболок, сувениров, ручек, подушек, кружек.
  • Трафарет можно создать своими руками, что нужно: ткань, сетка, рама и краска.
  • Современные технологии позволяют создавать трафареты без эмульсии и экспонирования.

Трафаретная печать состоит в продавливании краски на запечатываемый материал через трафарет, нанесенный на сетку. Это очень распространенный способ печати, характеризующийся высоким качеством переноса изображения на любой материал, в том числе недоступный всем остальным видам печати, насыщенностью, большой толщиной и устойчивостью красочного слоя, низкой производительностью, большим количеством областей применения, включая не только печать полиграфии, но даже электронику.

Технология трафаретной печати

В качестве печатной формы выступает рамка, с натянутой на нее металлической или полимерной сеткой. Количество нитей в сетке зависит от характеристик выполняемой работы и от метода нанесения на нее трафарета, в среднем оно составляет 50-150 нитей на см. От толщины нитей и расстояния между ними зависит толщина красочного слоя. При зарождении этого способа в качестве сетки использовали шелк, натянутый на деревянную раму, поэтому трафаретную печать еще называют шелкографией.


Изображение может формироваться на сетке прямым и косвенным способом.

  • Прямой способ состоит в нанесении на сетку копировального раствора (коллоидный раствор полимера). Затем раствор высушивается, образуя светочувствительный растворимый копировальный слой. На него экспонируется изображение, при этом пробельные участки затвердевают, а печатающие впоследствии вымываются водой.
  • Косвенный способ состоит в нанесении изображения на специальный пленочный материал с копировальным слоем. Копия изображения проходит обработку, пробельные элементы отвердевают. Затем копия прикатывается к сетке.
  • Комбинированный способ представляет собой соединение двух вышеперечисленных. Изображение наносится на сетку, предварительно соединенную с копировальным материалом и копировальным раствором. Это позволяет создавать более тиражестойкие формы и добиваться высокой четкости печати.

Печатание происходит следующим образом: печатную форму устанавливают на формодержатель. Запечатываемый материал устанавливается в горизонтальном положении, его неподвижность обеспечивается упорами и вакуумом. Краска подается на форму, затем движением ракеля вдавливается в сетку, при этом ракель продавливает сетку и попутно срезает остатки краски. Затем форма отводится, и запечатываемый материал удаляется на просушку.

Производство полиграфической продукции трафаретным способом осуществляется как вручную, так и посредством специальных печатных машин.

Области применения метода шелкографии



Способом шелкографии запечатываются самые разные поверхности: бумага, ткань, пластик, стекло, металл. Кроме того, трафаретный способ позволяет запечатывать неровные поверхности. Все это обуславливает использование шелкографии в самых разных отраслях промышленности.

Благодаря высокому качеству передачи рисунка и невысокой стоимостью при печати маленьких тиражей, шелкография используется при производстве представительской полиграфической продукции: печати визиток, открыток, папок, приглашений, создании буклетов тиражом от 50 экз. и прочего. Помимо этого шелкография позволяет использовать краски, применение которых затруднено для цифровой печати, например, металлизированные (золото, серебро). На больших тиражах печать полиграфии золотом и серебром, а также другими цветами из палитры Pantoneреализуется офсетным способом, а маленькие тиражи можно напечатать шелкографией.