Слайд 2
Слайд 3
Христиане следуют учению Иисуса Христа
Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени.
О мести:
- Тебя обидели, ударили, обозвали - такое встречается часто.
- Как поступить? Дать сдачи, отомстить?
Слайд 4
О мести
Всегда ли нужно давать сдачи? Всегда ли нужно применять силу, защищая себя?
Давайте вспомним ситуации из Вашей жизни, в которых Вы применяли силу и чем все это закончилось.
Слайд 5
Давайте порассуждаем: чем наполняется наш мир в том случае, если мы не прощаем обидчика?
- войнами
- злостью
- дружбой
- радостью жизни
- убийствами
- помощью в трудную минуту
- миром
- любовью
- ненавистью
- спокойствием
Слайд 6
Человек, умеющий прощать, развивает в себе самые лучшие качества:
- Умение любить
- Умение понять другого
- Всегда придёт на помощь
- Быть верным и хорошим другом
Человек, не умеющий прощать, развивает в себе самые худшие качества:
- Умение сеять вокруг себя
- Злость и ненависть
- Умение предавать
- Умение совершать преступления
Слайд 7
Христос учил
- «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас».
- Но если бы этих немногих людей не было, если бы все всегда мстили за себя, - наш мир стал бы менее человечным.
- Очень немногие люди смогли прожить жизнь в соответствии с этим советом Христа.
- Согласны ли Вы с этим?
Слайд 8
О богатстве
- «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
- «Сокровища на Небе» - это добро, которое сделал человек.
- Такое сокровище нельзя украсть. У тебя могут украсть деньги или телефон. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим.
Слайд 9
- Богатство, успех, слава – все останется в этом мире: богатство достанется другим или истлеет, слава померкнет.
- Но свои «нажитки» (добрые и плохие дела) она (душа) приносит на Небо – пред лицо Бога.
Слайд 10
Нагорная проповедь
- Эти слова были произнесены Христом в Нагорной проповеди. Однажды Христос взошел на небольшую гору, чтобы пришедшие к Нему люди могли бы лучше расслышать Его голос.
- Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они-то потом и записали эту проповедь в Евангелии.
Слайд 12
Завет Христа
- Ранее религиозные проповедники говорили о том, какие жертвы люди должны приносить Богу или богам.
- А Новый Завет сказал о том, какую жертву Бог Сам приносит людям и ради людей. Христос не просто говорил о такой жертве. Он Сам стал этой жертвой.
Конспект урока № 6.
«Проповедь Христа»
Цель: дать представление о том, что учение Христа является духовно-нравственным фундаментом культуры большей части человечества, познакомить с Нагорной проповедью
Задачи:
Обучающая: узнать о представлении христиан об Иисусе Христе, начать знакомство с Нагорной проповедью, понять смысл словосочетания «духовные сокровища».
Развивающая: понять, что большее мужество проявляет тот, кто терпит причиненное ему зло, чем тот, кто отвечает злом на зло.
Воспитывающая: усвоить, что счастье мало зависит от наличия богатства у человека.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация к уроку; иллюстрации с местами Нагорной проповеди
Основные понятия и термины: Иисус Христос, христианство , Нагорная проповедь, духовные сокровища .
Ход урока
Проверка домашнего задания и повторение:
Учащимся предлагается составить свой список книг, которые они бы взяли на необитаемый остров.
Вопросы для повторения: - Кто такие христиане?
Почему Библию называют «Книгой Книг»?
Этап мотивации
Приведите известные вам примеры мужественного поведения.
Является ли мужеством терпение причиненного тебе зла?
Можно ли месть причислить к мужественному поступку? Почему?
Представьте, что вас обидели, ударили, обозвали – такое встречается часто. Слёзы застилают глаза, сердце рвётся от обиды. Как ты поступишь? Дашь сдачи, отомстишь, дождавшись удобного случая?
3. Работа с учебником
Перед чтением статьи учебника учащиеся выполняют следующее задание: предположи, чему учил Христос?
Чтение статьи по этапам
О МЕСТИ - К чему приводит месть?
Как связаны любовь и ненависть?
О БОГАТСТВЕ - Что значит богатство духовное и материальное?
Работа с картиной «Сватовство гусара»(слайд)
НАГОРНАЯ ПОПОВЕДЬ
Почему Проповедь называется Нагорная и о чём в ней говорится?
В чём обвинили Христа люди?
Почему Христос не стал уклоняться суда тех, кто объявил Его преступником и требовал казни?
4. Физкультминутка
«Христос учил так, как никто до Него «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и царь Соломон во всей славе свой не одевался так, как всякая из них! Не говорите: что нам есть? или что пить? Или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей забот» Слайд-шоу «Не рвите цветы» Ю. Антонов
5. Работа с терминами:
Подобрать прилагательные, характеризующие слова МЕСТЬ и БОГАТСТВО на каждую букву этих слов
6. Работа с дополнительным материалом.
Из Библии Как исцеляла людей любовь Христа
«Однажды, когда Христос учил людей, принесли к Нему расслабленного (парализованного) человека. Но дом, где учил Христос, был переполнен слушателями. И даже снаружи, у окон и двери, стояло столько народа, что пронести носилки с больным было невозможно. Тогда родственники расслабленного залезли на крышу дома, разобрали кровлю, а в отверстие спустили носилки прямо к ногам Христа. И Он, видя такую их веру, сказал расслабленному: «Дитя, прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И тогда ранее неподвижный человек встал, взял носилки, на которых лежал, и пошёл в дом свой, славя Бога»
Как исцеляла любовь Христа, - Какую любовь можно назвать христианской?
7. Итог урока, рефлексия
Месть за причиненное зло умножает количество добра или зла в мире? Почему есть такие люди, которые стремятся отомстить?
Какое богатство – истинное и вечное? Как ты думаешь, почему люди стремятся иметь богатство сиюминутное, которое легко утратить, и с трудом понимают, как важно стремиться иметь вечное богатство?
Земные богатства и счастье - одно и то же?
8. Домашнее задание
По выбору: - быть щедрым хорошо, потому что… Фея Добра
Быть щедрым плохо, потому что… Фея Грусти
Цель урока: знакомство с учением Христа.
Задачи урока.
Обучающая: познакомить детей со значением слов проповедь, скрижали, Нагорная проповедь, заповеди блаженства, Царство Божие.
Развивающая: закреплять понимание детей, что священное отношение верующих людей к текстам Библии обусловлено тем, что они видят в Библии обращение Бога к человечеству; значения для христианской культуры евангельских сюжетов.
Воспитывающая: продолжение работы по усвоению отличия уважительного и священного отношения к предметам в православной традиции. Разговор о правилах поведения людей в православной традиции.
Ключевые понятия урока: проповедь, скрижали, Нагорная проповедь, Царство Божие.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Форма урока: традиционная.
Учебный материал: учебник “Основы православной культуры”, М., “Просвещение”, 2012, стр. 20–23.
Дополнительный материал: презентация к уроку “Проповедь Христа”, вопросы и задания к теме “Проповедь Христа”.
Оборудование урока: мультимедиа проектор, раздаточный материал: учебники, “Вопросы и задания к теме Проповедь Христа”.
Ход урока
Первый раздел урока. Повторение прошлого урока..
Для повторения урока по теме “Евангелие”, ребятам предлагается вспомнить ключевые слова прошлого урока, затем просматриваются файлы из домашнего задания с картинами “Тайная вечеря” русских и зарубежных художников.
Второй раздел урока. Новый материал.
1 слайд. Ребята читают его название. Далее совместная работа учителя и учащихся. Рассматривая две работы художников, из которых видно, что учил Господь разных людей. Его учение жило и живёт всегда. В работе И.К.Макарова соединилось время учением Христа.
2, 3 слайды. 2 слайд. 1.Икона. Чудо в Канне. 2. Г. Доре. Исцеление расслабленного. 3. Исцеление слепого. 4. Икона. Исцеление сухорукого. 3 слайд. 1.Г. Доре. Чудо насыщения хлебами. 2. Эль Греко. Святая Вероника. 3. Чудо улова рыбы. 4. И.Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира. Они рассказывают о чудесах, совершённых Иисусом Христом. О чудесах здесь рассказывают и дети (из домашнего задания). Зачитывается врезка на стр. 21, рассматривается икона Воскрешение Христом Лазаря на стр. 23.
Учитель обращает внимание на то, что Спаситель совершал чудеса с теми людьми, которые верили в Бога, из глубины сердца желали Его помощи, им уже никто не мог помочь.
4 слайд. В нём вопрос, на который ребята отвечают сами. Они говорят, что люди тогда стали злыми, жадными, мстительными. Вопрос учителя: “А какими люди должны быть?”.
5 слайд. Что такое проповедь Христа. Заповеди были подар ены Богом людям.
6 слайд. Знакомая детям работа. Поиск корней в словах и работа по усвоению этих слов.
Учитель с детьми совершает путешествие во времени, рассказывая кому были переданы заповеди от Бога. Знакомит со словом скрижали – глиняные таблички с надписями.
7 слайд. Ребята рассматривая икону пророка Моисея, узнают, что именно ему Бог даровал скрижали с десятью заповедями для жизни людей на земле.
8 слайд. Вновь на уроке возникает вопрос о приходе на землю Спасителя. Повторение слайда с вопросом – это не ошибка. Это способ привлечь внимание к важному жизненному вопросу. Ответ на него на этот раз в 9 слайде.
9 слайд. С ребятами идёт разговор о том, что такое Царство Небесное и где оно. Пусть ребятами сами расскажут всё что знают об этом. Только потом переходить к чтению в десятом слайде.
10 слайд. В нём ребята сами зачитывают о чём учил Иисус Христос. Здесь у ребят возникают вопросы, на которые необходим ответ учителя.
11 слайд. Переносит нас в Палестину, в местечко близ Капернаума. Здесь и была произнесена проповедь известная теперь как Нагорная проповедь. Ребята очень быстро открывают для себя смысл слова Нагорная.
12 слайд. Известный сюжет Нагорная проповедь в картинах художников. Внутри православной традиции существует иное название: “Заповеди блаженства”.С ребятами раскрывается смысл слова блаженство, его осмысление в православной традиции.
13, 14 слайды. Нагорная проповедь в двух вариантах текста. Лучше если левую колонку будет читать учитель, а правую – дети. Беседа о учении в Нагорной проповеди. Необходимо обратить внимание учащихся, что это учение (какими должны быть люди) очень современно. Все эти заповеди нами сейчас должны быть востребованы. Все хочется внимания, доброты. А раз хочется нам, значит это необходимо и людям находящимся с нами рядом. Ребята могут привести примеры из жизни, которые соответствуют заповедям в Нагорной проповеди.
Третий раздел урока. Закрепление материала.
15 слайд. Завершение проведённой работы. Евангелие – книга, которая хранит тайны жизни в православной традиции.
Работа по учебнику. Вопросы и ответы во врезке на стр. 23. Важно, чтобы ребята определили новизну отношений Бога и человека. Ответ на стр. 23 - Иисус Христос пришёл послужить людям. Это для христиан важный пример проживания жизни православной традиции.
Четвёртый раздел уроков. Повторение.
Ребята заполняют “Вопросы и задания по теме Проповедь Христа”. Детям надо напоминать о возможности помочь друг другу, о их сотрудничестве.
Пятый раздел урока. Подведение итогов.
Ребята рассказывают что узнали нового, что запомнилось. Задают вопросы. Активно работающие ученики, получают любимые “плюсы”. Для интересующихся домашнее задание: поискать работы художников о чудесах Иисуса Христа Спасителя.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА Свечкарева Л.В. учитель начальных классов и ОРКСЭ МАОУ СОШ №6
мест ь – мест и - мест о
Тебя обидели, ударили, обозвали - такое встречается часто. Как поступить? Дать сдачи, отомстить? Всегда ли нужно давать сдачи? Всегда ли нужно применять силу, защищая себя?
Давайте порассуждаем: чем наполняется наш мир в том случае, если мы не прощаем обидчика? войнами злостью Дружбой Радостью жизни убийствами Помощью в трудную минуту миром любовью ненавистью спокойствием
Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Худой мир лучше доброй ссоры. Если всех жалеть, никакого здоровья не хватит. Мстят только слабые люди, сильные умеют прощать.
О БОГАТСТВЕ «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». «Сокровища на Небе» - это добро, которое сделал человек. Такое сокровище нельзя украсть. У тебя могут украсть деньги или телефон. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим.
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ Эти слова были произнесены Христом в Нагорной проповеди. Однажды Христос взошел на небольшую гору, чтобы пришедшие к Нему люди могли бы лучше расслышать Его голос. Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они-то потом и записали эту проповедь в Евангелии.