А. Алябьев - биография

Александр Александрович Алябьев (15 августа 1787, Тобольск 6 марта 1851, Москва) русский композитор, пианист, дирижёр.15 августа 1787Тобольск6 марта1851Москва В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других произведений. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» (на текст Козлова).XIX векеромансовопер музыкальных комедийромансСоловейА. А. ДельвигаВечерний звон






БОРОДИН Александр Порфирьевич ()


Александр Порфирьевич Бородиин (31 октября (12 ноября) 1833, Санкт- Петербург 15 (27) февраля 1887, там же) русский учёный-химик и русский композитор. Наиболее значительное произведение опера "Князь Игорь", являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке.12 ноября1833Санкт- Петербург(27) февраля1887химик композитор




Михаил Иванович Глинка (20 мая (1 июня) (15) февраля 1857) русский композитор, основоположник национальной композиторской школы. Оперы: «Жизнь за царя» (1836) «Руслан и Людмила» () Симфонические произведения: Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным) Музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1842) Испанская увертюра 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845) «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848) Испанская увертюра 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851) «Вальс-фантазия» (1839 для фортепиано, 1856 расширенная редакция для симфонического оркестра) и т.д. Патриотическая песня Михаила Глинки в период с 1991 по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации.1 июня 1804(15) февраля1857 композитор «Жизнь за царя»1836 «Руслан и Людмила» Виссарионом ШебалинымН. В. Кукольника Патриотическая песня год гимном Российской Федерации




Александр Сергеевич Даргомыжский (, село Троицкое, Белёвский уезд,Тульская губерния, Санкт-Петербург) русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие отечественного музыкального искусства XIX века. Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке. Наиболее значимые произведения: опера «Эсмеральда» опера «Торжество Вакха» опера «Русалка» опера «Каменный гость» и т.д.




Исаак Осипович Дунаевский (18 (30) января 1900, Лохвица, Полтавская губерния, Российская империя (ныне Полтавская область, Украина) 25 июля 1955, Москва, СССР) крупнейший советский композитор, автор 13 оперетт и балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен, народный артист РСФСР (1950), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951).(30) января1900ЛохвицаПолтавская губернияРоссийская империя Полтавская областьУкраина25 июля1955 МоскваСССР композитор1950 Сталинских премий




Дмитрий Борисович Кабалевский () советский композитор, педагог, общественный деятель. Лауреат Ленинской (1972), трёх Сталинских (1946, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1980). Народный артист СССР (1963). Доктор искусствоведения (1965). Действительный член АПН СССР (1971). Оперы: «В огне» «Семья Тараса» «Никита Вершинин» «Сестры» и т.д.Ленинской1972Сталинских Государственной премии СССР1980 Народный артист СССР1963Доктор искусствоведения1965 АПН СССР1971


ЛЯДОВ Анатолий Константинович ()


Анатолий Константинович Лядов (29 апреля (11 мая) 1855, Санкт-Петербург 15 (28) августа 1914, усадьба Полыновка, близ Боровичей, ныне Новгородская область) русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории. Среди самых известных сочинений Лядова симфонические поэмы «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь». Композитор считается одним из мастеров жанра миниатюры многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут (Музыкальная табакерка).29 апреля (11 мая)1855Санкт-Петербург 15 (28) августа1914 Боровичейкомпозитор профессорПетербургской консерватории симфонические поэмы




Модест Петрович Мусоргский (9 (21) марта 1839, с. Карево, Торопецкого уезда Псковской губернии 16 (28) марта 1881, Санкт-Петербург) русский композитор, член «Могучей кучки». Сочинения: Опера «Борис Годунов» Опера «Хованщина» Опера «Сорочинская ярмарка» «Картинки с выставки», цикл пьес для фортепиано (1874) «Песни и пляски смерти», вокальный цикл (1877) «Ночь на Лысой горе», симфоническая картина Романсы и песни, в том числе «Где ты, звёздочка?», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Сиротка», «Семинарист», «Светик Савишна», Песня Мефистофеля в погребке У И. С.Баха («Блоха»), «Раёк» и т.д.1839Псковской1881«Могучей кучки»«Борис Годунов»«Хованщина»Сорочинская ярмарка




Сергей Сергеевич Прокофьев (11 апреля (23 апреля) 1891(), имение Сонцовка, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина) 5 марта 1953, Москва, РСФСР, СССР) русский и советский композитор, дирижёр, пианист. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской (1957 посмертно) и шести Сталинских премий (1943, 1946 трижды, 1947, 1951). Один из крупнейших и самых исполняемых композиторов XX века. Оперы: «Пир во время чумы», «Игрок», «Любовь к трём апельсинам», «Огненный ангел», «Обручение в монастыре», «Война и мир», «Повесть о настоящем Человеке», Борис Годунов (музыкально-драматическое представление) по А. С. Пушкину Балеты: «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921, Париж) «Стальной скок» (1927, Париж) «Блудный сын» (1929, там же) На Днепре (1931, там же), «Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, (1938, Брно; 1940, Ленинград), «Золушка» (1945, Москва) «Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову, (1951, Москва, 1957, Ленинград) и т.д.23 апреля1891Бахмутский уезд Екатеринославская губернияРоссийская империя Красноармейского района Донецкой областиУкраина5 марта1953 МоскваРСФСРСССРрусскийсоветскийкомпозитордирижёрНародный артист РСФСР1947Ленинской1957Сталинских премий Борис Годунов (музыкально-драматическое представление)А. С. Пушкину «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»1921Париж «Стальной скок»1927Париж «Блудный сын» «Ромео и Джульетта»У. Шекспиру1938Брно1940Ленинград «Золушка»1945Москва «Сказ о каменном цветке»П. П. Бажову1951Москва1957Ленинград




Сергей Васильевич Рахманинов (1 апреля (20 марта) марта 1943) российский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западно-европейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века. Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (), зрелый (его иногда делят на два периода: и) и поздний ().20 марта марта1943российский композитордирижёрXX века




Николай Андреевич Римский- Корсаков (6 (18) марта 1844, Тихвин 8 (21) июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, Санкт- Петербургская губерния) русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.1844Тихвин1908ЛугиСанкт- Петербургская губерния композиторпедагогдирижёрмузыкальный критикМогучей кучки оперсимфониисимфоническиеконцерты кантаты


АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН ().



Игорь Фёдорович Стравинский (5 (17) июня 1882, Ораниенбаум 6 апреля 1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции на кладбище Сан- Микеле) русский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Сочинения: «Жар-птица», балет в двух сценах «Петрушка», русские потешные сцены в четырёх картинах «Весна священная», сцены языческой Руси в двух картинах «Орфей», балет в трёх сценах «Соловей», опера в трёх действиях и т.д.(17) июня1882Ораниенбаум6 апреля1971 Нью-ЙоркВенецииСан- МикелерусскийкомпозитордирижёрпианистXX векаЖар-птицаПетрушкаВесна священнаяОрфейСоловей
Пётр Ильич Чайковский (25 апреля (7 мая) 1840, Воткинск, Вятская губерния, Российская империя 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург) русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально- общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.7 мая1840 ВоткинскВятская губернияРоссийская империя6 ноября1893Санкт-ПетербургкомпозитордирижёрпедагогЛебединое озероСпящая красавицаЩелкунчик
Дмитрий Дмитриевич Шостакович () выдающийся советский композитор, пианист, дирижёр, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой социалистического труда (1966). Основные произведения: 15 симфоний Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена Кши́штофом Ме́йером) Балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935) 15 струнных квартетов Праздничная увертюра 1954 года к открытию ВСХВ для ночной светомузыкальной программы фонтанов Квинтет Оратория «Песнь о лесах» Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» Кантата «Казнь Степана Разина» Антиформалистический раёк Концерты и сонаты для различных инструментов Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром Оперетта «Москва, Черемушки» Музыка к кинофильмам: «Простые люди» (1945), «Молодая гвардия» (1948), «Взятие Берлина» (1949), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971) композиторпианист дирижёрпедагог Народный артист СССРГерой социалистического трудаНосЛеди Макбет Мценского уездаИгроки Кши́штофом Ме́йеромЗолотой век«Болт»«Светлый ручей» Праздничная увертюраВСХВ Квинтет ОраторияПеснь о лесах КантатаНад Родиной нашей солнце сияет КантатаКазнь Степана Разина Антиформалистический раёк Концертысонаты Романсыпеснисимфоническим оркестром ОпереттаМосква, Черемушкикинофильмам«Простые люди»1945Молодая гвардия1948«Овод»1955«Гамлет»1964Король Лир1971

А. А. АЛЯБЬЕВ

Александр Александрович Алябьев принадлежит к числу самых выдающихся композиторов первой половины XIX века. Участник Отечественной войны и друг декабристов, он сумел выразить в своем творчестве новые, прогрессивные стремления русского искусства этого времени. С его романсами вошли в русскую музыку темы большого гражданского значения, идеи свободолюбия и патриотизма. В своих произведениях он значительно углубил психологическое содержание русского музыкального искусства, отобразил богатый мир чувств своих современников, их мечты и думы, их романтический порыв к свободе, их жажду утверждения свободной и независимой человеческой личности. И в этом отношении творчество Алябьева во многом родственно юношеской поэзии Пушкина и творчеству поэтовдекабристов, с которыми его связывали не только общие взгляды, но и многие обстоятельства личной жизни, тяжелой личной судьбы.

Алябьев родился в 1787 году в дворянской семье в гвроде" Тобольске, где его отец занимал пост губернатора. В доме Алябьевых постоянно звучала музыка, часто устраивались домашние концерты. В 1796 году семья Алябьевых переехала в Петербург. Здесь будущий композитор начал серьезно заниматься музыкой под руководством известного композитора и теоретика И. Г. Миллера. Музыкальное образование Алябьев продолжил и в Москве, куда он переселился в 1804 году и был зачислен на службу по горному ведомству. В 1810--1811 годах он начал издавать свои сочинения. Но вскоре разразились события Отечественной войны. Летом 1812 молодой Алябьев вступил добровольцем в гусарский полк. Вплоть до победоносного окончания войны он прошел с русской армией весь ее путь от Москвы до Парижа, участвовал во многих сражениях, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. Отважный офицер, отзывчивый человек, Алябьев сразу завоевал доверие своих товарищей. В годы войны он сближается с поэтом-партизаном Д. В. Давыдовым, с писателем Грибоедовым и многими будущими декабристами. По окончании военных действий Алябьев поселяется в Петербурге и с увлечением отдается музыкальному творчеству. К этому времени относится его знакомство с Верстовским, которое вскоре переходит в тесную дружбу. Вместе с Верстовским он пишет музыку к водевилям, а затем одновременно с ним переезжает в Москву. Здесь он становится постоянным участником любительских концертов и приобретает известность как автор романсов.

Внезапно в жизни Алябьева наступил трагический перелом: весной 1825 года он был арестован по подозрению в убийстве. Несмотря на полную недоказанность этого обвинения, он около трех лет содержался в крепости под стражей, а затем по приговору суда был сослан в Сибирь, с лишением всех прав и дворянского звания. В эпоху реакции, после восстания декабристов, «дело» Алябьева, близкого к декабристским кругам, вызвало пристальное внимание правительства.

Тяжелые испытания не сломили Алябьева. В Сибири он много сочиняет, организует военный духовой оркестр, участвует в концертах как пианист и дирижер. В эти трудные годы он создал лучшие свои романсы: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога» и многие другие. Еще раньше, во время тюремного заключения, был написан знаменитый романс «Соловей» на слова Дельвига.

В 1832 году Алябьев получил разрешение выехать на Кавказ для лечения. Около двух лет он провел в Пятигорске и его окрестностях. Природа Кавказа произвела неизгладимое впечатление на его восприимчивую натуру. Алябьев знакомится с песнями и танцами горских народов, записывает черкесские, кабардинские, грузинские и азербайджанские мелодии. Итогом поездки явился большой сборник романсов, изданный под общим заглавием «Кавказский певец». Кавказские впечатления отразились также и в опере «Аммалат-Бек» по повести писателя-декабриста Бестужева-Марлинского, над которой Алябьев работал в 1840-е годы.

На Кавказе Алябьев познакомился с украинским историком и фольклористом М. А. Максимовичем и вместе с ним подготовил сборник «Голоса украинских песен», в котором опубликовал свои обработки украинских народных мелодий. Этот сборник, изданный в 1834 году, был отмечен высокой похвалой Гоголя.

Работу по записи народных песен Алябьев продолжил в Оренбурге, куда он был переведен после кавказской поездки. Первым среди русских композиторов он записывает башкирские, киргизские и туркменские песни, пишет увертюру на башкирские темы. Этот стойкий и неизменный интерес к музыке народов России характеризует его как одного из передовых деятелей своего времени.

Последние годы жизни композитора прошли в Москве. В 1843 году, после долгих скитаний, ему было наконец разрешено поселиться там под надзором полиции, «без права показываться в публике». Алябьев по-прежнему много сочиняет, работает над операми «Рыбак и русалка» и «Аммалат-Бек», пишет музыку к драматическим спектаклям. В Москве он встречается с Даргомыжским, знакомится с поэтом-революционером Н. П. Огаревым и создает на его стихи ряд песен-сцен из народной жизни («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож»). Проникнутые горячим сочувствием к тяжелой доле народа, к судьбам «маленьких людей», эти песни явились откликом на новые реалистические стремления русской литературы эпохи Белинского, Гоголя и молодого Тургенева. В своих песнях на слова Огарева Алябьев проложил путь к новаторскому жанру драматической песни-сцены, к творчеству своего младшего современника Даргомыжского. От первых романсов 1820-х годов и до последних произведений он прошел большой путь развития. При этом на каждом новом историческом этапе он чутко прислушивался к передовым веяниям русского искусства, был в числе передовых художников своего времени.

Умер Алябьев в Москве в 1851 году.

Обширное и многообразное творчество Алябьева охватывает различные жанры. В области сценической музыки ему принадлежат 6 опер, балет «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты»,..около 20 водевилей, музыка к драматическим произведениям Пушкина («Русалка»), Шекспира и других авторов, мелодрама «Кавказский пленник», (инсценировка второй части поэмы Пушкина) и другие произведения. Большое место в его творчестве занимают инструментальные сочинения: увертюры, симфонии, сюиты, марши и танцы для симфонического и духового оркестров, камерные инструментальные ансамбли. В них отразилась связь композитора с прогрессивными настроениями времени, с думами и чувствами, волновавшими его современников.

«Взаимодействие музыки и литературы» - Новое звучание. Пер Гюнт. Язык музыки. Журавлиная песня. Взаимодействие музыкальной и литературной основы. Сольное музыкально-поэтическое произведение. Нота. Солнышко всходит. В сопровождении каких инструментов звучат романсы. Вокализ. Романс. Журавли. Эдвард Григ. Рахманинов Сергей Васильевич. Мелодия.

«Музыка по сказкам Пушкина» - Труба. Царевна. Море. Сказки. Звезды. Ель растёт перед дворцом. Добрые сказки. Иллюстрации к сказке. М.И. Глинка. Флейта. Опера. Челеста. Добрая песня. Тромбон. Инструменты. Руслан. Месяц. Скрипка. Образы Пушкинских сказок.

«Язык музыки в математике» - Такт, размер. Примеры составных размеров. Математика в спорте и музыке. Выявление математических ритмов. Упорядочивание. Темперация. Колебания струны. Ритмы в триг. функциях. Описание. Полиритмия, полиметрия. Ритм в математике. Ритм. Законы. Колебания. Строгие математические методы построения музыкальных ладов.

«Средства музыкальной выразительности» - 4.Отрывисто, связно, отчётливо. 6.Одна из форм произведения. 7.Таким может быть темп. 1. Один из видов лада. Средства музыкальной выразительности. О чём идёт речь? 3.Как называется громкость звука?

«Связь математики и музыки» - Гамму можно построить. Математик из колумбийского университета. Собственный дом. Без ритма музыка не смогла бы существовать. Полуинструмент. Математика в музыке. Пифагор разработал свою теорию гармонии. Сомнения в простом тождестве. История создания равномерной темперации. Красиво звучащие части. Аннотация к проекту.

«Основные средства музыкальной выразительности» - Мелодия. Лад. Динамика. Ритм. Средства музыкальной выразительности. СМВ. Тембр. Темп. Штрихи. Примем СМВ за сердцевину цветка. Можно описать любую мелодию.

Всего в теме 37 презентаций

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

А. А. Алябьев «О ком твоя вздыхает лира» Выполнила преподаватель «ДШИ им. В. В. Знаменского» Луценко М. В. Тюмень 2018

2 слайд

Описание слайда:

Александр Александрович Алябьев (1787-1851) Творческое наследие А. А. Алябьева представлено всеми музыкальными жанрами (оперы, балет, водевили, произведения для оркестра, фортепианные пьесы, камерные ансамбли, хоровые произведения) и важнейшее место в нем занимает вокальная музыка – более 150 песен и романсов. «Я вас любил» слова А. Пушкина Исполняет Георг Отс (баритон)

3 слайд

Описание слайда:

А. А. Алябьев родился в городе Тобольске 15 августа 1787 года и происходил из старинного дворянского рода. Его отец Александр Васильевич был губернатором. С его именем было связано открытие Тобольского театра и типографии. Александр получил прекрасное домашнее образование. Владел французским и немецким языками, знал математику, историю, географию. В родительском доме играли на скрипке и фортепиано. Софийский собор Тобольского кремля

4 слайд

Описание слайда:

«Соловей» стихи А. А. Дельвига «Имя Алябьева прежде всего связывается с его песней «Соловей», облетевшей весь мир. Песня эта совершенно воплотила русский лиризм, рожденный восприятием русской природы. Напоминанием о России представлялся «Соловей» Глинке, который, живя в дали от родины, дважды творчески обращался к песне Алябьева. Любил «Соловья» и Чайковский: «Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева!!!» Б. Доброхотов, автор творческого пути А. А. Алябьева. Генриетта Зонтаг, немецкая оперная певица, первая исполнительница «Соловья» Алябьева

5 слайд

Описание слайда:

А. А. Дельвиг – русский поэт, один из близких друзей А.С. Пушкина. Уже при жизни поэта его стихи перелагались на музыку. Пожалуй, самым известным его произведением стал романс «Соловей», посвящённый Александру Пушкину Соловей мой, соловей, Голосистый соловей! Ты куда, куда летишь, Где всю ночку пропоешь? Соловей мой, соловей, Голосистый соловей! Кто-то, бедная, как я, Ночь прослушает тебя, Не смыкаючи очей, Утопаючи в слезах? Соловей мой, соловей, Голосистый соловей! Побывай во всех странах, В деревнях и городах: Не найти тебе нигде Горемычнее меня. Соловей мой, соловей, Голосистый соловей! Антон Антонович Дельвиг, русский поэт 1798-1831 Исполняет Евгения Мирошниченко (колоратурное сопрано)

6 слайд

Описание слайда:

«О ком твоя вздыхает лира? Кому… ты посвятил ее напев?» А.С. Пушкин В 1833 году в Москве был опубликован вокальный цикл «Шесть романсов», посвященный Екатерине Александровне Офросимовой (урожденной Римской-Корсаковой), будущей супруге А. А. Алябьева. Этот цикл написан с большим лирическим вдохновением и принадлежит к числу наиболее характерных образцов вокального творчества композитора.

7 слайд

Описание слайда:

Кто вас случайно в жизни встретит… К сожалению, нам неизвестны портреты Екатерины Александровны, но какое-то представление может дать посвященное ей стихотворение Жуковского В Альбом Е. А. Алябьевой, рожденной Римской-Корсаковой Кто вас случайно в жизни встретит, ‎Тот день нечаянный такой ‎Меж днями счастия заметит, И скажет случаю спасибо всей душой! ‎И я ему, причудливому богу, ‎Спасибо всей душой сказал ‎За то, что мне он на дорогу Попутчиком любезным дал ‎Приятное об вас воспоминанье! Но чужестраннику сей дар - благодеянье! С таким товарищем не скучен скучный путь, ‎Веселый веселее вдвое! Кто ж раз увидел вас, тому невольно в грудь ‎Вселяется желание живое: Чтоб в жизни встретить вас еще когда-нибудь, Чтоб, стоя счастия, вы и счастливы были, Но чтоб и нового знакомца не забыли! Василий Андреевич Жуковский 1783-1852 Портрет работы Ореста Кипренского

8 слайд

Описание слайда:

Александра Александровна Римская –Корсакова, рисунок А. С. Пушкина Сохранился рисунок А.С. Пушкина, на котором изображена ее сестра-близнец, Александра Александровна, которой был увлечен поэт, ей посвящены строки из седьмой главы «Евгения Онегина». Екатерина Александровна, по-видимому, не уступала по красоте своей сестре. С семьей Римских-Корсаковых Алябьева в 20-х гг. связывала прежде всего дружба с братьями Екатерины Александровны.

9 слайд

Описание слайда:

После вынесения А. Алябьеву приговора в 1825 г. по ложному обвинению и ссылки в Сибирь в том же году Екатерину Александровну выдают замуж за владельца Пущинской усадьбы А.П. Офросимова. Лишь спустя годы они встречаются вновь на Кавказе, в Пятигорске, куда Алябьеву было разрешено приехать на лечение. С тех пор их общение не прерывалось и после кончины А.П. Офросимова они обвенчались в 1840 г. Композитору в то время было уже 53 года. Музей «Дом А. А. Алябьева» в Пятигорске Портрет работы В. А. Тропинина

10 слайд

Описание слайда:

Венок романсов «Я вижу образ твой» стихи Гете, перевод А. Бистрома «Кольцо» стихи М. А. Бестужева-Рюмина «Тайна» стихи А. Ф. Вельтмана «Где ты, где ты, друг мой милый» стихи С. Степанова «До свидания» стихи П. А. Вяземского «Саше» стихи А. Мицкевича, перевод Ю. Познанского

11 слайд

Описание слайда:

«Я вижу образ твой» А. А. Алябьев «Я вижу образ твой» Исполняет Александр Федин (тенор) Худ. К. Маковский Екатерине Александровне Офросимовой Я вижу образ твой, когда зари дыханье С природы дремлющей свевает мрак густой. И льется по полям цветов благоуханье, Я вижу образ твой, я вижу образ твой. Я вижу образ твой, когда слеза катится Из голубых очей денницы золотой И роза в ручеек серебряный глядится, Я вижу образ твой. Я вижу образ твой, лишь солнце, царь вселенной, Торжественно на свод несется голубой, И в каждой капле вод, лучами позлащенной, Я вижу образ твой. Я вижу образ твой, когда день угасает, И бледная луна плывет к тени ночной И в сладкое меня забвенье погружает, Я вижу образ твой. Слова А. Бистрома (из Гете)

12 слайд

Описание слайда:

«…всегда исполнена пленительных мелодий» Сборник «шесть романсов» получил положительную оценку современников. В одной из рецензий того времени, опубликованной в «Московских ведомостях», отмечается, что музыка Алябьева «…всегда исполнена пленительных мелодий; разнообразна тонами и отличается изяществом вкуса, такова она и в сих романсах». Век спустя этот цикл, рожденный чувствами к будущей жене, исследователь творчества Алябьева Б. Доброхотов отнес к лучшим достижениям композитора в любовной лирике.

13 слайд

Описание слайда:

Романс «Тайна» стихи А. Ф. Вельтмана Литературную деятельность Александр Фомич Вельтман начинал на поэтическом поприще под несомненным влиянием Пушкина, с которым познакомился в Кишиневе в 1820 г. Напевность, мелодичность стихотворений Вельтмана привлекала многих композиторов, в том числе одного из основоположников русской вокальной лирики А. А. Алябьева А. Ф. Вельтман

14 слайд

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ АЛЯБЬЕВ (1787 – 1851)

Творчество Алябьева - одно из ярких явле ­ ний русской культуры пушкинской эпохи. Современник Глинки и Даргомыжского, он в лучших своих произведениях приближается к творческому методу этих композиторов-классиков, сочетая романтические образы с глубокой жизненной реальностью своего времени.

Родился Алябьев в августе 1787 в г. Тобольске, где его отец был губернатором. Первые уроки музыки получил в семье, затем в Петербурге, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции у И.Г. Миллера. Впервые проявил себя как композитор в 1810: в печати появился «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано», а так же два фортепианных вальса.

Участник Отечественной войны 1812 года и заграничного похода 1813 - 1814; был ранен при взятии Дрездена и на ­ граждён орденами за боевые заслуги.

По окончании Отечественной войны 1812 поселил ­ ся в Петербурге,где сбли ­ зился с кружком литературных и театральных дея ­ телей (А. С. Грибое ­ дов, Н. И. Хмельниц ­ кий, А.А. Шаховской, И. И. Сосницкий , писатели-декабристы А. А. Бесту ­ жев и П. А. Муханов , композитор А. Н. Верстовский). С 1823 жил в Москве, принимал деятельное участие в театральной жизни. Одновременно в обеих столицах с успехом прошла премьера его первой комической оперы «Лунная ночь».

Вместе с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра (6 января 1825), создал музыку к нескольким воде ­ вилям, выступал в любительских, концертах.

Но нелепое происшествие 24 февраля 1825 изменило всю жизнь музыканта. Он был арестован по ложному обвинению в убийстве помещика Т.М. Веремеева и три года провел в тюрьме, где продолжал писать музыку. Здесь создан знаменитый романс «Соловей», на слова А.А. Дельвига . Романс, завоевав европейскую известность, стал любимой музыкой в репертуаре колоратурных сопрано, русских и иностранных. Вплоть до начала XX века зарубежные певицы, согласно установившейся традиции, пели «Соловья» на русском языке.

Несмотря на то, что вина композитора так и не была доказана, он был приговорен к лишению дворянства, знаков отличия, чинов и ссылке в Сибирь. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неод ­ нократно отклонял ходатайства о смягчении его участи. В 1828, после трехлетнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил концертами в разных жанрах, выступал как дирижёр и пианист. В это время были написаны романсы, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), а так же оркестровые произведения. В 1831 Алябьев с большим трудом добился «высочайшего соизволения» на «пользование» Кавказскими минеральными источниками. Но поездка на Кавказ не изменила его социального положения, он по-прежнему находился под надзором местных властей.

В 1832-33 композитор жил на Кавказе - в Ставрополе, затем переехал в Пятигорск. Из архивных документов известно, что остановился он в доме умершей майорши Карабутовой , который сохранился до наших дней, с 1980 отмечен мемориальной доской, а с 1997 является отделом музея-заповедника («Дом Алябьева »).

В 1833-34 - страницы биографии перемещаются вОренбург, а затем в Московскую губерню . В это время, живо интересуясь музыкой народов России, композитор за ­ писал кавказские, башкирские, киргизские, турецкие, татарские народные песни, составил и опубликовал совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем сборник «Голоса ук ­ раинских песен» (1832, изд. 1834). Лишь в 1843 Алябьев по ­ лучил разрешение проживать в Москве, и опять под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А.С.Даргомыжским. Тяжело больной, Алябьев до конца жизни не оставлял творческой работы.

Деятельность композитора развёртывалась в период становления русской музыкальной классики. В своих произведениях он отобразил новый круг образов, присущий искусству декабристской эпохи. Особенно примечательно в этом смысле вокальное творчество.

Алябьев проявлял большое внимание к новым явлениям русской поэзии. Он был одним из первых интерпретаторов ли­ рики А. С. Пушкина (романсы «Если жизнь тебя обма­ нет», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Про­ буждение», «Зимняя дорога» и др.), В. А. Чуковского, А. А. Дельвига , Н. М. Языкова , И. И. Козлова и др. Опираясь на достижения русскойлитературы, он расширил содержание романса и вышел за рамки традиционных любовно-лирических тем.

Особое место в его творчестве занимают романсы-мо ­ нологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тя ­ жких скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога». Созданные в годы сибирской ссылки, они явились своеобразной лирической исповедью композитора. Яркое воплощение получила патриотическая тема, отображённая в песнях 30-х гг. («Песни Баяна» на слова Языкова и др.). В произв. 48-х гг. композитор обращался к сюжетам социального значения. В песнях на слова Н.П.Огарёва («Кабак », «Изба», «Деревенский сторож») и П.Беранже («Нищая») он создал образы обездолен ­ ных, аналогичные образам русской литературы того вре ­ мени (повести Н.В.Гоголя, ранние повести Ф.М.Достоевского и И.С.Тургенева). Эти песни подготовили появление новаторских произведений А.С.Даргомыжского («Лихорадушка ») и М. П. Мусоргского («Калистрат », «Гопак», «Трепак»).

Значителен вклад Алябьева в отечественную камерно-инструментальную му ­ зыку. Он автор многочисленных ансамблей. Среди них два струных квартета (№ 1 и № 3), фортепианное трио ля минор, соната для скрипки и фортепиано. В этих произведениях принципы классического сонатного цикла органически со ­ четаются с элементами русской песенности . В частности, медленная часть 3-го квартета написана на тему песни «Соло ­ вей».

К прекрасным образцам раннего русского симфонизма относятся одночастная симфония ми минор, увертюра фа минор, опер ­ ные увертюры, балетная музыка. Большое внимание уделял композитор и музыке для духового оркестра (марши, увертюры).

Мало изучено театральное наследие Алябьева . Тяжёлое положение ссыльного препятствовало постановке его опер, написанных в зрелые годы. Эти произведения, боль ­ шей частью незавершённые, остались в рукописях (ис ­ полнялись только сочинения начала 20-х гг. - водеви ­ ли, балет, опера «Лунная ночь»). Между тем, в театральной музыке конца 20-х - начало 40-х гг. композитор разрабаты ­ вал большие темы мировой литературы, обращался к творчеству А. С. Пушкина (музыка к театральной постановке поэмы «Кавказский пленник», к драме «Русалка») и У.Шекспира (оперы «Буря», «Волшебная ночь» - по комедии «Сон в летнюю ночь», музыка к комедии «Виндзорские проказницы»). В последней своей опере «Аммалат-Бек » (на сюжет повести А.Бестужева-Марлинского) использовал записанные им на Кав ­ казе народные напевы.

Мелодии Алябьева очень близки русской народной музыке, чем и объясняется популярность его произведений в плоть до нашего времени. Кроме 70 вокальных пьес, изданных в 1859 году в Москве, большая часть сочинений композитора осталась ненапечатанной. Известность в то время он приобрел главным образом своими романсами, некоторые пользовались большой популярностью, как, например, «Вечерком румяну зорьку», «Вечерний звон», , . Последний часто исполнялся знаменитыми певицами Патти , Виардо и др. Существует также блестящее переложение для фортепиано этого романса, сделанное Листом.

Романсы Алябьева могут быть названы в числе тех русских вокальных сочинений, какие принесли славу не только их создателям, но и в целом художественному гению русского народа.